0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Льготы как вид социального обеспечения

«Льготы как вид социального обеспечения – достаточно специфичное явление в системе социального обеспечения. Институт . »

Сахно С.В., Зеленова В.В.

ПОНЯТИЕ И МЕСТО ИНСТИТУТА ЛЬГОТ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Приазовский государственный технический университет, г. Мариуполь, Украина

Льготы как вид социального обеспечения – достаточно специфичное явление в

системе социального обеспечения.

Институт льгот является частью социального института государства. Данный

институт характеризуется своими возможностями влияния на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение. Институт льгот может существовать при наличии в обществе потребности, нужды со стороны граждан, которые не могут их удовлетворить самостоятельно. Институт льгот является формальным институтом, т.е его деятельность регулируются предписаниями законов или иных нормативных правовых актов, законов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. д. [2].

Под льготами в системе социального обеспечения понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей.

В этом случае льготы могут компенсировать этот пробел. Льготы являются подинститутом института социального обеспечения.

Развитая система льгот в Украине создает впечатление о повышенном внимании общества, государства к тем гражданам, которые через ряд объективних причин нуждаются в особенной заботе. Однако это не совсем так в действительности потому, что система льгот практически заполняет (хотя далеко не в полной мере) очень низкий реальный уровень пенсий, социальной помощи, оплаты труда. Намного дешевле для государства предоставить право на бесплатный проезд в городском транспорте всем пенсионерам, чем повысить пенсию до уровня, что позволяет им безболезненно платить за проезд в общественном транспорте.

Предоставление льгот на сегодняшний день представляет собой одну из форм социальной защиты населения, которая в основном была сформирована в советское время.

Первоначально функция льгот заключалась не в защите, а в предоставлении привилегий определенным категориям граждан, которые заслужили это право своими заслугами перед обществом. Однако в начале 90-годов начался процесс массового предоставления льгот разным категориям населения, контингент льготников значительно расширился, и льгота стала выполнять функцию социальной помощи. Толчком к этому стало резкое падение жизненного уровня населения страны. Следовательно, попытка государства защитить от обнищания наиболее незащищенные слои населения, и тем самым не допустить последующего роста инфляции, привели к использованию льгот как инструмента социальной защиты [4].

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время люди, единственным источником существования которых являются социальные выплаты, чаще всего, имеют плачевное материальное положение. За время независимости Украины данное положение практически не изменилось в лучшую сторону. Внимание, которое все больше уделяется вопросам социальной политики в Верховной Раде, в ходе предвыборной кампании 2012, является ярким тому подтверждением. Цель данной работы – рассмотреть льготы и их классификацию в системе социального обеспечения.

Среди механизмов социальной защиты льготы являются подавляющим правом (привилегией) – предусмотренным законодательством исключительным, особенным право определенных категорий граждан на освобождение или выполнение общих требований, правил, обязанностей (напр., внеочередное установление квартирного телефона, внеочередное или первоочередное обеспечение жильем, зачисление, к учебным заведениям вне конкурса и тому подобное). В Украине самыми распространенными являются льготы на: оплату жилья, коммунальные услуги; плату за пользование топливом; плату за проезд и т.д.

В широком смысле под льготой понимается улучшение положения субъекта по сравнению с обычным посредством наделения его дополнительными правомочиями либо путем освобождения от исполнения некоторых обязанностей.

В узком понимании льгота – это закрепленное юридическими нормами освобождение субъекта от бремени исполнения (несения) части обязанностей. В системе социального обеспечения льготы понимаются именно в этом, специальном смысле [2].

Конституция Украины определяет право граждан на социальную защиту, которое включает право на обеспечение их в случае полной, частичной потери трудоспособности, в случае безработицы по независимым от них причинам, в старости и других случаях предусмотренных законом [1].

Государство гарантирует социальную помощь и выплаты, которые являются основным источником существования, которые должны обеспечить уровень жизни не меньше прожиточного минимума установленного законом.

Предоставление льгот гражданам Украины осуществляется на основании двадцати пяти законов и актов Кабинета Министров Украины. По официальным данным, в Украине право на льготы имеют около 43 % населения, из них по социальному статусу— 31%, по профессиональному признаку — 13,8 % экономически активного населения.

Классифицируются льготы по следующим признакам:

— профессиональные льготы — является средством социальной защиты работников определенных профессий. К ним относятся: льготы, которые являются компенсацией за повышенный риск, обусловленный спецификой профессии (военнослужащие, работники милиции, пожарной охраны, шахтеры, и тому подобное);

— льготы, которые являются компенсацией за причиненный вред в силу обстоятельств, которые не зависели от самого человека (аварии, стихийные бедствия, военные конфликты). Такие льготы принадлежат пострадавшим от ЧАЭС, участникам войны, жертвам политических репрессий, инвалидам труда, семьям погибших;

— льготы, которые являются отличием за особенные заслуги перед Родиной или обществом предназначаются для участников боевых действий, инвалидов войны;

— льготы, как социальная помощь мало защищенным слоям населения принадлежит инвалидам по общему заболеванию, многодетным семьям, лицам преклонного возраста, сиротам и тому подобное [4].

Важное как практическое, так и теоретическое значение имеет разграничение льгот от других видов социального обеспечения, а также от смежных правовых категорий, таких как «привилегия», «гарантия».

Это дает возможность обеспечения четкого понятийного аппарата системы социального обеспечения (с теоретической точки зрения), а с практической точки зрения дает возможность законодательным органам власти обеспечить юридически обоснованное и социально справедливое правовое регулирование.

Льготы, как и привелегии, являются исключениями из общих правил, но есть основания для их разграничения:

— привилегия (в пер. с латинского privilegium – специальный закон для особого лица) по сравнению с льготой – это более высокий уровень дифференциации, т.е. льготы являются способом облегчения положения гражданина посредством освобождения от обязанностей, а привилегии реализуются при помощи дополнительных предоставлений;

— льготы распространяются на больший круг субъектов, имеют более широкую сферу применения, чем привилегии;

— льготы характеризуют специальный статус лица, а привилегии могут устанавливаться как в специальном, так и в индивидуальном статусах (например, в отношении Президента).

Гарантия по сравнению с льготами является более широким по объему понятием, включающим в себя помимо льгот и другие юридические средства – поощрения, принуждение, запреты, ограничения и другие.

Проанализировав основания предоставления различных видов льгот, можно заметить, что всех их объединяет одно качество: они в разной степени свидетельствуют о нуждаемости, потребности субъекта в помощи со стороны государства. Нуждаемость представляет собой характеристику субъектов-получателей в системе социального обеспечения и является общим основанием предоставления различных видов социального обеспечения [2].

Читать еще:  Льготы для студентов очной формы

Потребности общества в целом и составляющих его индивидов в отдельности разнообразны, изменчивы и, самое главное, бесконечны. Так уж устроен человек, что его потребности безграничны в принципе, каждая удовлетворенная потребность неизбежно порождает другую [2].

Далеко не все потребности человек в состоянии удовлетворить, причем именно эта неудовлетворенность побуждает его действовать, будь то приготовление пищи, посещение театра или получение образования.

Определенные потребности являются алиментарными: их удовлетворение необходимо для нормального физиологического и социального существования человека.

Такие потребности признаются обществом социально значимыми, т.е. общество (в лице государства) берет на себя обязанность их обеспечить в том случае, если индивид не в состоянии сделать это самостоятельно.

Таким образом, в системе социального обеспечения значение придается только общественно значимым, алиментарным потребностям, которые, однако, нельзя понимать упрощенно, подразумевая под ними лишь биологические потребности (в пище, воде, лекарствах и т.д.).

Нуждаемость – это степень нужды, когда человек, в силу определенных причин, не в силах реализовать свои алиментарные потребности. Государство в своей политике исходит из того, что алиментарные потребности граждан должны быть удовлетворены.

Те, кто не в состоянии сделать это самостоятельно, вправе обратиться за помощью к государству, и такая помощь должна быть им предоставлена.

Таким образом, нуждаемость всегда выступает в качестве общего (универсального) основания получения гражданином тех или иных видов социального обеспечения.

Нуждаемость следует рассматривать в качестве общего и универсального основания для социально-обеспечительных предоставлений, в связи с чем субъект соответствующих правоотношений должен быть охарактеризован как нуждающийся гражданин (лицо) [2].

Для того чтобы глубже раскрыть понятие «нуждаемость» рассмотрим его признаки:

Во-первых, нуждаемость – это достаточно продолжительное по времени состояние, причем в любой момент нуждающийся гражданин вправе рассчитывать на помощь государства. Другими словами, нуждаемость – это всегда состояние, более или менее длительное.

Во-вторых, нуждаемость предполагает неспособность гражданина самостоятельно удовлетворить свои алиментарные потребности, удовлетворение которых обязуется обеспечить государство путем направления в адрес нуждающегося лица тех или иных нормированных социальных предоставлений.

В-третьих, нуждаться может только человек как живое разумное существо или такое объединение людей, как семья. Животные исключаются из числа субъектов права в силу отсутствия у них способности к разумному мышлению [3].

Нуждаемость является общим основанием потому, что характерна для всех видов социального обеспечения, а универсальна в том смысле, что любой и каждый гражданин в случае нуждаемости может обратиться за помощью к государству.

Существует два вида нуждаемости в праве социального обеспечения:

— фактическая (действительная), когда лицо действительно не в состоянии обеспечить свои алиментарные потребности.

— презюмируемая (предполагаемая), когда лицо лишь предполагается неспособным к такому обеспечению.

Примечательно, что границы между действительной и предполагаемой нуждаемостью не являются раз и навсегда данными. Они могут изменяться под влиянием государственной политики, стоящих перед обществом задач на том или ином этапе его развития, а также избранных способов решения этих задач.

Таким образом, нуждаемость (действительная либо, в большинстве случаев, предполагаемая) является общим (универсальным) основанием для получения помощи или содержания государства.

Причинами нуждаемости выступают нетрудоспособность, малообеспеченность, экстремальная жизненная ситуация и иные обстоятельства, предусмотренные законодательством о социальном обеспечении.

Подводя итоги вышесказанному, отметим, что в законодательстве следует закрепить легальное определение нуждаемости в двух ее проявлениях (действительной и презюмируемой) и стремиться к тому, чтобы обеспечивать действительно нуждающихся лиц, руководствуясь принципом адресности, не допуская при этом сверхобеспечения отдельных категорий граждан.

Литература:

1. Конституция Украины. Утверждена ВРУ 28.06.96 №254/96-ВР / Ведомости ВРУ.

2. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: БЕК, 2010.

3. Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права: Моногр. Екатеринбург, 2010.

4. Болотина Н.Б. Право социальной защиты: становление и развитие в Украине. – К.: Знання, 2005.

53. Понятие и виды льгот по системе социального обеспечения.

Понятие и виды льгот по Праву Социального обеспечения

Льготы – это определенные законом преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан в связи с особенностями их правового статуса, с целью компенсации произведенных ими затрат и соц. поддержки данной категории граждан.

Основания предоставления льгот отдельным категориям граждан:

1) наличие определенных особых заслуг перед государством и обществом у данной категории граждан, при этом льготы служат средством поощрения данных лиц, признания их заслуг;

2) наступление определенных жизненных обстоятельств, в связи с которыми у данных лиц появляются специфические потребности.

1) по целевому назначению: льготы по проезду; льготы по уходу и соц. обслуживанию; льготы по обеспечению получателя необходимым; льготы в сфере здравоохранения;

2) по субъектному составу: льготы ветеранам; льготы многодетным семьям; льготы инвалидам; льготы пострадавшим от воздействия радиации;

3) по условиям предоставления: зависящие от материального положения получателя; зависящие от наличия определенных законом заслуг у получателя; зависящие от наступления определенных обстоятельств.

Виды социальных льгот: 1) льготы по оплате жилья, коммунальных услуг; 2) бесплатная установка телефоны; 3) льготы по уплате отдельных видов налогов; 4) первоочередное предо ставление жилья; 5) льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство; 6) льготное обеспечение транспортными средствами; 7) льготы по протезированию; 8) льготы по обеспечению медико-социальной помощью и лекарственными средствами; 9) льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение; 10) бесплатный или льготный проезд на городском, пригородном транспорте, а также на железнодорожном, воздушном водном, междугородном автомобильном транспорте; 11) льготы по пенсионному обеспечению; 12) льготы в сфере образования; 13) льготы в сфере здравоохранения; 14) льготы по предоставлению юридической помощи; 15) льготы по предоставлению земельных участков.

54. Меры социальной поддержки многодетных семей.

Установить для многодетных семей:

скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, — от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;

бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;

бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;

прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;

Читать еще:  Льготы по семипалатинскому полигону

один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;

оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры;

обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков;

содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;

при разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работ и т.д.); обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона.

Льготы по системе социального обеспечения

Под льготами в системе социального обеспечения понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать этот пробел.

Льготы — это, прежде всего, социальная мера, в этом проявляется их общественная ценность. В сегодняшней весьма неблагоприятной социально-экономической ситуации требуется радикальное изменение системы льгот, с тем, чтобы преодолеть нарастание негативных тенденций в этой сфере и поддержать нуждающиеся в социальной защите многочисленные слои населения.

Кроме того, льготы все активнее используются в российской правовой системе в качестве одного из важнейших юридических инструментов для разрешения задач федеративного устройства России, развития местного самоуправления и др.

Льготы регулируют не самостоятельное общественное отношение и даже не часть его, а являются лишь возможным элементом этого отношения, связанного с видом обеспечения применительно к различным категориям субъектов. Поэтому, объединение этих норм самостоятельным институтом не является. Выделение таких норм проводится по иным категориям, нежели деление норм права социального обеспечения на институты. Льготы являются под институтом института социального обслуживания, ибо институт социального обслуживания является сложным комплексным институтом, в который входит множество под институтов, в том числе под институт льгот по системе социального обслуживания.

На сегодняшний день существует огромное количество форм поддержки социально незащищенных слоев населения. Одних льгот около 430. Этим льготами охвачено почти две тысячи категорий населения.

Некоторые авторы считают, что статус правовых льгот в последнее время значительно вырос. Льгота становится наиболее распространенным и в какой-то мере универсальным юридическим средством выравнивания положения отдельных групп населения, способом социальной помощи и поддержки, а это требует к ней соответствующего отношения.

В настоящее время как никогда важно найти «лекарства» от современной «эпидемии» необоснованного присвоения различных льгот новой бюрократией, сращивающейся с мафиозными структурами в бизнесе, националистическими кругами, спекулятивным капиталом.

Правовая наука пока не обратила пристального внимания на институт льгот, хотя жизнь все острее ставит вопрос о создании теории правовых льгот, в рамках которой нашел бы свое выражение детальный и всесторонний анализ этого многогранного явления.

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей. Правовым льготам присущи следующие признаки:

Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим.

Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы.

Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни. Так, для различных категорий граждан установлены правила, регулирующие прием в вузы, призыв на военную службу, назначение пенсий. При отсутствии правовой регламентации в той или иной сфере органы управления вынуждены, учитывая конкретные обстоятельства, делать по своему усмотрению исключения для отдельных лиц, что ведет к разнобою в практической деятельности и открывает лазейку для субъективизма и даже злоупотреблений.

Льготы — это элемент, прежде всего, специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.

В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов. Запрещение законом предоставлять льготы в индивидуальном порядке преследует цель свести к минимуму корыстное усмотрение, которое может проявиться в этом процессе.

Компенсационный характер правовых льгот состоит в создании хотя бы примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических и социальных причин. Так, вовлечение в трудовую деятельность слепых и людей с плохим зрением было бы невозможно без установления для них законом особых условий труда. Следовательно, принцип социальной справедливости требует установления в данном случае определенного изъятия из принципа равноправия граждан, а сами льготы слепым и людям с плохим зрением приобретают компенсационный характер, выравнивая их возможности с возможностями других людей. Важнейшее компенсационное значение имеют льготы, предоставленные инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, беженцам, вынужденным переселенцам и другим лицам.

В этом смысле льгота — особое право, дополняющее имеющиеся у лица права с целью гарантировать определенный уровень потребления, облегчить доступ к юридически обеспеченному благу, существенным образом затрудненный вследствие инвалидности, беременности, материнства, сочетания учебы с работой и т.д. Здесь льготы призваны улучшать социально-экономические условия конкретных категорий граждан, их материально-бытовое и финансовое положение.7

Льготы в обозримой исторической ретроспективе всегда были присущи российскому обществу, даже на его первичных (более 10-15 веков назад) этапах формирования. С.И. Ожегов в Словаре русского языка определяет, что «льгота — это облегчение кому-нибудь, предоставляемое как исключение из общих правил», и в качестве толкования приводит словосочетание льготные условия. В первобытных славянских племенах кто-то имел отличающиеся от общих условия труда и быта, а в дальнейшем число привилегий стало еще больше расти. Вместе с тем мы считаем, что в полном объеме явление льгот присуще высокому уровню развития общества и государства (как специального аппарата системной реализации социальных потребностей).

Успешно развивающийся социум отличается глубоким вниманием к процессам развития государства и общества и накоплением знаний о них. Страны, обладающие значительными финансовыми ресурсами, имеют большие возможности финансового перераспределения общественного продукта и выравнивания до некоего приемлемого уровня экономического положения своих соотечественников. В данном контексте не обойти острого вопроса социальной справедливости, который непременно имеет место при реализации льгот. Часть членов общества изначально лишается самим обществом того, что будет иметь другая часть общества, хотя подразумевается, что у нельготируемой части положение заведомо лучше. Тогда рациональным и становится прием перераспределения финансовых ресурсов через государственный механизм социальной поддержки. Сначала государство изымает у хозяйствующих субъектов часть их дохода, затем уже из бюджета организует помощь тем, кто получил на это право. Таким образом, льготы всегда отражают часть общественного продукта, в большей части заработанную одними, а полученную другими социальными субъектами.

Читать еще:  Льготы молодым специалистам в сельской местности

Неотделим от предыдущего следующий острый вопрос — о том, сколько давать получателю льготы и как определить, хватает ли ему этой помощи. В данной ситуации общество (через государственный аппарат) определяет виды и количество средств, которые систематически получает некая укрупненная категория населения. Но человек, пусть по формальным признакам и являющийся представителем такой категории, не имеет возможности по своему усмотрению использовать (например, в части формы) льготу, предоставленную ему явочным порядком. Таким образом, льготы всегда отражают отклонения от основной линии существования обыкновенного человека. По моему мнению, исключений из правил в любом процессе должно быть принципиально мало, иначе правила и исключения неизбежно придется поменять местами.

Социальные льготы обладают следующими основными отличительными признаками:

  • — они присущи экономически развитым обществам с эффективно работающим государственным аппаратом;
  • — опосредуют процесс перераспределения общественного продукта от одних членов общества к другим через государственный механизм социальной поддержки;
  • — отражают конкретные различия в социально-экономическом положении одних членов общества по сравнению с другими;
  • — выражают компенсацию отклонения от нормального общепризнанного положения членов общества;
  • — достигают своего предназначения, будучи денежными по содержанию.

Последний из приведенных признаков, на мой взгляд, является важнейшим в понимании сущности самого явления.

Таким образом, социальные льготы есть государственный финансовый (денежный) механизм выравнивания за счет большинства населения экономического положения меньшинства населения до уровня, принятого за нормальный.

Следует согласиться с С.И. Лушиным, что четко отделить действительно нуждающихся от имитирующих нужду симулянтов не всегда возможно. Кроме того, нужно учесть громадную инерцию уже принятых решений, сложившихся традиций. Например, во многих странах, в том числе и в России, имеются дотации сельскохозяйственным товаропроизводителям. Все попытки сократить эти выплаты, поставить их в зависимость от реальной эффективности производства пресекаются аграрным лобби в парламентах большинства стран. Получатели этих денег не желают расставаться с ними, приводя в свою защиту всевозможные аргументы. Такие ситуации возникают очень часто и по другим поводам, и не только в России. Пусть когда-то была введена льгота по важной причине, позднее обстоятельства изменились, и надобность в помощи отпала. Но прежние получатели категорически против отмены льготы, они будут получать ее до тех пор, пока общество не предпримет самых решительных мер. Льготы легко вводить, но трудно отменять.

Законодательство о социальном обеспечении предусматривает широкий спектр льгот для инвалидов, престарелых, семей, имеющих детей. К их числу относятся:

бесплатный или льготный проезд на городском транспорте; транспорте пригородного сообщения, а также на железнодорожном, воздушном и водном, междугородном автомобильном транспорте;

  • — льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива; бесплатная установка телефона;
  • — налоговые льготы;

предоставление ежемесячных денежных выплат; первоочередное бесплатное предоставление жилья; льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение;

льготы по предоставлению медико-социальной помощи и обеспечению лекарственными препаратами;

обеспечение транспортными средствами;

льготы по протезированию и т. д. Льготы можно классифицировать и по категориям граждан, которым они предоставляются.

Льготы для инвалидов.

Инвалиды имеют право на льготы по обеспечению жилой площадью:

  • 1. Льготы по порядку предоставления жилья:
    • — инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ;
    • — обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов»;
    • — инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных «условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 г., устанавливается законодательством субъектов РФ.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и желающие получить жилое помещение по договору социального найма, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым Правительством РФ.

2. Льготы по оплате жилья. Плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению,

3. Льготы на получение земельных участков, дач и т. д. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector