0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ментальные нарушения у детей что это

Что такое ментальная инвалидность

9 минут Ирина Смирнова 175

В некоторых правовых государствах, и, в частности, в России, термин «ментальная инвалидность» не используется, и люди, имеющие неполноценность и потребность в социальной помощи не подразделяются на какие-либо категории или группы.

При этом разница достаточно ощутима, так как под данным понятием подразумеваются граждане с интеллектуальными и психическими расстройствами, что в значительной мере влияет на их интеграцию в обществе. Люди, имеющие подобные нарушения, во много раз хуже приспособлены к жизни в социуме, не всегда в состоянии выполнять даже простую деятельность, что не дает им обеспечивать себя или даже элементарно обслуживать.

С другой стороны, многие предприятия не заинтересованы трудоустраивать инвалидов, поэтому такие граждане стараются по возможности скрыть факт наличия заболеваний. Это ведет к снижению их доходов и ощущению незащищенности. В настоящее время очень часто поднимается вопрос об изменении подхода к социальной адаптации людей с ментальной инвалидностью различных возрастов, но пока желаемый результат находится только в стадиях разработок.

Многие сотрудники и руководители специализированных интернатов и других профильных заведений пытаются донести информацию о необходимости улучшения условий содержания и трудоустройства для взрослых, и возможности развития для детей.

Общая характеристика

К категории «ментальная инвалидность» относится целый спектр отклонений психического и когнитивного развития, таких как:

  • эпилепсия, шизофрения, аутизм;
  • умственная отсталость, деменция;
  • дефекты речи, клиническая депрессия;
  • органические нарушения центральной нервной системы;
  • генетические заболевания и прочие патологии.

Такие болезни достаточно часто сопровождаются нарушениями функционирования опорно-двигательного аппарата, а также потерей зрения или слуха, что еще в несколько раз снижает качество жизни человека. Но социальная стигматизация (психологическая дискриминация) и проблемы с трудоустройством вынуждают этих людей отказываться от оформления инвалидности по вышеперечисленным заболеваниям, пока это возможно.

Создать обобщенный портрет человека, относящегося к группе «ментальная инвалидность», достаточно сложно – это люди различных возрастов и заболеваний, проживающих в семьях с разным материальным уровнем. При этом практически все они имеют коммуникативные, поведенческие, интеллектуальные и эмоциональные отклонения, чем и отличаются от обычных людей.

Социальная интеграция

Кроме медицинской помощи, основной потребностью граждан с ментальной инвалидностью является нормальное существование, то есть реализация права на реабилитацию, образование, отдых и занятость. Несколько реже они нуждаются в официальном трудоустройстве.

Иногда для обеспечения «нормальной жизни» таким людям требуется сопровождение либо услуги, в полной мере заменяющие стационар. Это может быть трудоустройство (при определенном участии опекуна либо социального работника), совместное проживание, медицинская, психологическая и бытовая круглосуточная помощь.

Удручающим фактом является то, что пациент с нарушениями психики в большинстве случаев оторван от общества, и, как говорится, заперт в квартире либо психиатрическом заведении. Реабилитационные услуги для этой категории людей долгое время предоставляли только специализированные психоневрологические больницы и диспансеры.

Многие опекуны и родственники таким заведениям не доверяли – опасались, что подопечного «накачают нейролептиками» или лишат дееспособности. При этом в качестве услуг, предлагаемых социальными центрами, также большинство респондентов сомневаются. По рассказам специалистов московского центра лечебной педагогики, очень часто обращаются взрослые, которые когда-то проходили реабилитацию.

Теперь они в основном сидят дома, так как их близкие не знают, куда можно устроить выросшего инвалида, и что с ним делать дальше. За то время, что пациенты центра проводят дома, не развиваясь и не закрепляя полученных навыков, они утрачивают даже те, что удалось привить на каком-то этапе. Отдельная категория – это пожилые люди с деменцией.

С ними, как правило, не проводят реабилитацию, а распределяют по лечебным учреждениям. Большинство пациентов с дементным синдромом находятся в психоневрологических диспансерах или интернатах, остальные проживают в семьях либо одни. При этом старики, живущие в городах, кроме помощи социального работника, больше ни на что рассчитывать не могут.

Самая актуальная проблема семей с пожилыми инвалидами – отсутствие информации о любой помощи и социальной защите, которую может предоставить государство. Специалистов, занимающихся стариками (геронтологов), в России и других странах СНГ мало, так же, как и реабилитационных центров. В диспансерах и интернатах резко ощущается нехватка персонала и оборудования.

Зачастую на медсестру в таких заведениях ложится забота о целой палате, что при учете особенностей пациентов является слишком большой нагрузкой. Кроме этого, эксперты отмечают еще одну не менее важную проблему, которая заключается в отсутствии налаженных межведомственных связей между социальными службами и медицинскими учреждениями.

По статистике деятельности социальных центров можно сделать вывод, что большинство людей-инвалидов и их близкие попросту не имеют представления о наличии подобных заведений. Поэтому многие из последних пустуют, а ведь немало больных очень нуждаются в любой помощи.

МЕНТАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

21 Января 2019 06:01

Количество просмотров: 1

Мама Вани обратилась к нам, когда ему исполнилось 5 лет. Она искала для ребенка дефектолога. Раньше она даже представить себе не могла, что будет искать занятия именно с этим специалистом.
Сейчас мы очень часто слышим термин «ментальные нарушения». Что же под ним подразумевается? Это такие заболевания у детей и подростков как различные виды расстройств аутистического спектра, нарушение внимания с гиперактивностью, задержка психического развития, алалия и многие другие.
Ивaн считается «пoграничным» ребенком. Его нельзя назвать «особым», но и к тем нормам, которые считаются общепринятыми его отнести нельзя. Мальчик отличается от сверстников, но не так, чтобы присвоить ему инвалидность. Прохождение реабилитации такого «пoграничного» ребенка похожа на хождение по лабиринтам. Проявляется трудная ситуация, выясняются причины, подбираются различные способы решения, и в итоге поставленный вопрос, в любом случае закрывается. Не всегда решение проблемы происходит полностью. Иногда на решение oдного такого вопроса уходят месяцы, и даже годы.
Родителям казалось, что Ваня в младенческом возрасте развивался ничем не хуже, чем другие дети – повторял за мамой и папой, хлопал в ладоши, пил из кружки, рано начал ходить.
В 1 год 6 месяцев произoшла остановка в развитии – мальчик полнoстью отказался от взаимoдействия, что сопровождалось постоянными истериками. Мама связала это с возрастным кризисом, специалисты были согласны. Позже мама Вани узнала, что такая остановка развития (регресс) не может происходить в одночасье. Если бы мама обращала внимание на те особенности, которые происходят с ребенком, до того как произошло обострение, то возможно, не случилось бы многих неприятностей, связанных с развитием и поведением Вани.
Нарушения перинатального периода (беременности) и родов
На что нужно обратить внимание, после того, как ребенка выписали из родильного отделения? Как ребенок держит головку. Если есть хоть малейшие подозрения на мышечный тонус или наоборот, если малыш сильно и без причин плачет – нужно обратиться к врачу. У Вани, как узнали позже, был очень высокий мышечный тонус шеи.
Конечно, маме не нужно было оставлять без внимания и тот факт, что мальчик родился с обвитием, причем тугим.
Коммуникативные нарушения
Кoгда в семье появляется первeнец, всем мамам очень нравится наблюдать за тем, как малыш развивается. За чем, чаще всего родители смотрят? Во сколько месяцев прорезались зубы, начал ползать, ходить, вставать. Когда начал лепетать и сказал первое слово. Но как пoказывают многолетние наблюдения – это не самое главное, когда мы говорим о ментальных нарушениях.
Когда Ивану не было года, мама oбратила внимание, как ребeнок сoседки тянулся к своей маме, чтобы та взяла его на руки, она пoняла, что у них этого нeт. В то время, мама Вани не подумала, о важности данного действия. Но, в первую очередь – это отсутствие полнoценного взаимoдействия с ребенком. Когда Ваня подрос, у него не было развито коммуникативных навыков. Он не обнимал родителей, не тянул к ним руки, не давал руку и т.д. Пришлось учить его всему этому. Кроме того, мальчик не умел выражать свои эмоции мимикой («обиженное личико», «кривляться»). Взрослея, Ваня научился владеть мимикой.
Так как, ребенок был первым, мама не знала, что обязательно нужно обращать внимание на то, как ребенок устанавливает зрительный контакт. Ваня, вообще не хотел смотреть маме в глаза.
Но тут следует знать, что отсутствие контакта «глаз» сопровождает ментальные нарушения. Отcутствие зрительнoго кoнтaкта влeчет cразу цeлый ряд нарушений: кoммуникативнoе взаимoдeйствие, подрaжание, рeчь. Если бы мама знала про это, она бы поняла, что нужно идти к специалистам.
На что еще надо обратить внимание? Есть ли указательный жест – это очень важно. Так как у детей с расстройством аутистического спектра он отсутствует. У Вaни oн был. Но проявлялся он, по другому, не так, что бы можно было исключить аутизм. Он показывал пальчиком картинку по заданию взрослого, но только как констатация факта.
Нарушения сенсорного восприятия и двигательной сферы
По мере взросления ребенка, мама стала внимательней наблюдать за развитием ребенка. А оно отличалось от соседских мальчишек и девчонок. В отличие от других ребят у Вани никак не получалось подпрыгивать одновременно на обоих ногах, подниматься и спускаться по лестнице поочередно меняя правую и левую ногу, кроме того, у него была недостаточно развита координация. А для целостного и гармоничного развития очень важно ощущать свое тело. Поэтому очень важно обращать внимание на развитие не только мелкой, но и крупной моторики.
Хочется остановиться еще на нарушениях сенсорного восприятия у детей с ментальными нарушениями. Такой ребенок очень болезненно реагирует на различные раздражители: резкие и громкие звуки, когда к нему прикасаются, избирательность в пище и так далее. Очень часто родители думают, что ребенок просто капризничает, но это не так.
В Центре при благотворительном фонде «Добро без границ» специалисты успешно работают с такими нарушениями. Сенсомоторный тренинг дает возможность ребенку лучше чувствовать свое тело, научиться справляться с дискомфортом, и даже сделать ниже его уровень, не реагировать на различные раздражители.
У Ивана положительная динамика была отмечена после работы с крупной моторикой (нейропсихологическая коррекция, мозжечковая стимуляция, сенсомоторный тренинг). На сегодняшний день он не боится воды и с удовольствием плавает, дает подстригать ногти, приобретает навыки чтения и письма.
В центре «Мозаика особенного детства» при благотворительном фонде «Дoбро без границ» можно прийти курс реабилитации с ребенком, имеющим ментальные нарушения. Специалисты работают в различных направлениях: сенсомоторное развитие, мoзжечковая стимуляция, нейрoпсихологическая коррекция, логопедия, дефектология. Ваш ребенок сможет пройти курс психолого-педагогической реабилитации с высококвалифицированными специалистами.

Читать еще:  Правила перевозки детей ржд

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Проблема нарушений поведения у детей с ментальными нарушениями в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием является актуальной на протяжении всего существования человечества.

В наше время рождение детей с нарушениями в развитии очень распространенное явление. Все больше родителей сталкиваются с этой проблемой и многие из них, к сожалению, вынуждены погружаться в проблему отклоняющегося развития для того, чтобы помочь собственным детям социализироваться.

Особую категорию составляют дети с ментальными нарушениями. Ментальные нарушения – тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к социальному взаимодействию и поведению. Было установлено, что у таких детей отмечается стойкое, необратимое нарушение интеллектуального развития, возникающее на ранних этапах онтогенеза ввиду органической недостаточности центральной нервной системы. Подростки с ментальными нарушениями, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы составляют самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2% от общей детской популяции).

Дети с ментальными нарушениями имеют ряд специфических особенностей, которые проявляются: в отставании сроков и темпе развития; инертности, пассивности, отмечаемых во всех сферах жизнедеятельности ребенка; существенном недоразвитии моторных и речевых функций; несформированности когнитивной деятельности; примитивности интересов, потребностей, мотивов; снижении познавательного интереса; нарушении эмоционально-волевой сферы. Степень проявления этих нарушений варьирует от легких до глубоких форм [1].

Определение понятия «ментальные нарушения » имеет как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Нарушения и особенности развития психики у детей могут быть очень разнообразны. Дать правильное определение понятия — значит объяснить причину этого состояния и выделить его наиболее существенные признаки [2].

Читать еще:  Поставить ребенка на очередь в детский

Не менее важно практическое значение правильного определения понятия «ментальные нарушения». Для детей с ментальными нарушениями создана специальная система обучения, сеть специальных школ и детских домов. Такие дети должны обучаться не в массовых, а в так называемых вспомогательных школах. В жизни мы встречаем детей, которые имеют нарушения интеллекта. Недостаточность интеллектуальной деятельности сказывается на всех психических процессах, прежде всего познавательных.

Определение понятия «ментальные нарушения » имеет как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Нарушения и особенности развития психики у детей могут быть очень разнообразны. Дать правильное определение понятия — значит объяснить причину этого состояния и выделить его наиболее существенные признаки [3].

Подросткам с ментальными нарушениями уделяется особое внимание. Изменения системы отношений во всех сферах современного социума, их стремительный темп ставят эту возрастную группу в позицию слабой психологической защищенности, снижают ее адаптивные возможности и повышают психологическую ранимость. Основаниями для этого являются представления о человеке, как о биосоциальном существе, возрастные особенности детей, среди которых на первое место выдвигаются несбалансированность и незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики и личностных характеристик.

Изучением проблемы поведения у детей с ментальными нарушениями занимались различные исследователи. Так за последние годы психологами и педагогами был проведен ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивного поведения детей подросткового возраста. Изучение основных факторов нарушений поведения у подростков с ментальными нарушениями описаны в работах Э. Я. Альбрехт, Г. Г. Запрягаева, Д. Н. Исаева, К. С. Лебединской, В. А. Малинаускене, М. С. Певзнер и др.

Важное место в данной проблеме занимает тема агрессивного поведения подростков с нарушениями интеллектуального развития. Подросток с ментальными нарушениями – это особый ребенок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают такого ребенка уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. Зачастую данная категория детей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, с нормально развивающимися сверстниками, которые в большинстве случаев не знают психических особенностей детей, в результате чего возникают конфликты. Такие дети начинают проявлять агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности.

Преодоление проявления агрессивного поведения детей старшего подросткового возраста с ментальными нарушениями даст лучшие результаты, если наряду с традиционными воздействиями учебно-воспитательного процесса, будет применен комплекс специально составленных занятий, включающий в себя психологические методы диагностики, коррекции и профилактики проявления агрессивного поведения у подростков с нарушениями интеллекта.

Изучение основных факторов нарушений поведения у подростков с ментальными нарушениями описаны в работах Э. Я. Альбрехт, Г. Г. Запрягаева, Д. Н. Исаева, К. С. Лебединской, В. А. Малинаускене, М. С. Певзнер и др. В возникновении нарушений поведения и эмоциональных расстройств у лиц, страдающих нарушениями интеллекта, одни исследователи признавали ведущую роль интеллектуального недоразвития, при которой происходило ослабление интеллектуального контроля над аффектом в процессе регуляции поведения (Сеген Э; Ковалевский П. И; Фелинская Н. И; Балинский И. М.; и др.), другие делали акцент на значимости психогенных факторов, чувствительности детей с нарушениями интеллекта к психотравмирующим ситуациям (Фрейеров О. Е; Исаев Д. Н.), третьи связывали нарушения поведения и эмоциональные расстройства при ментальных нарушениях с органической неполноценностью самой нервной системы, а именно с повреждением ее подкорковых областей (Певзнер М. С.; Сухарева Г. Е. и др [5].

Читать еще:  Можно ли потратить материнский капитал на машину

По мнению некоторых исследователей, психическое недоразвитие может обусловливать возникновение таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, жестокость; способствовать снижению волевых процессов, повышению внушаемости, снижать в определенных условиях сопротивляемость к воздействию различных ситуаций, облегчать реализацию импульсивных, непродуманных поступков, снижать способности прогнозирования последствий своих поступков, обусловливать низкую степень переносимости длительных психотравмирующих воздействий. Кроме того, при интеллектуальных нарушениях легче воспринимаются и усваиваются внешние негативные воздействия, существенно затруднено усвоение системы морально-нравственных запретов и норма социального поведения (Антонян Ю. М., Гульдан В. В.; Поппе Г. К., и др.).

Эти особенности отрицательно сказываются на личности подростка с ментальными нарушениями, могут способствовать нарушениям поведения и затруднять социальную адаптацию. Но наличие интеллектуальных нарушений не предполагает фатальной неизбежности нарушений поведения. Медико-биологическое и генетическое неблагополучие не являются сами по себе причинами поведенческого неблагополучия, им принадлежит второстепенная роль среди детерминант нарушений поведения. Ведущее место занимают отрицательные личностные особенности, формирующиеся под влиянием психического недоразвития.

Поведение детей старшего подросткового возраста с ментальными нарушениями отличается неадекватными реакциями, динамика которых часто непропорциональна внешним воздействиям. Поведение одних детей характеризуется чрезмерно легкими и поверхностными переживаниями довольно серьезного события, отмечаются частые смены настроения. Поведение других отличается слишком сильными переживаниями по каждому малозначительному поводу.Подростки с ментальными нарушениями воспринимают только тех людей, которые им приятны, предпочитают деятельность, которая приносит удовольствие.

Исследование особенностей и нарушений поведения детей с ментальными нарушениями в нашей работе представлено изучением уровня агрессивности. Агрессия — свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъективно-субъектных отношений [4].

Формы проявления агрессивности у старших подростков с ментальными нарушениями, как правило, бывают следующие:

Компенсаторно-защитная реакция и реакция протеста на трудности в взаимоотношениях.

Различные извращения влечения (сексуального, инстинкта самосохранения).

Несдержанность и чрезмерная активность при психомоторном и аффективном возбуждении.

Поведение и реакция подражательного характера, становящиеся стереотипом поведения.

Проявление групповой солидарности.

Становление агрессивного поведения у подростков с ментальными нарушениями – сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Согласно уже имеющимся исследованиям, проблема агрессивного поведения подростков с ментальными нарушениями, за последние десятилетия вызывала интерес и на сегодняшний день является так же актуальной.

В рамках лабораторно-практических занятий по различным дисциплинам студенты, обучающиеся в ВГСПУ по специальности «Специальная психология» посещали центр социально — трудовой реабилитации для инвалидов «Теплый дом» г.Волгоград. Во время проведения занятий в центре мы обратили внимание на данную проблему, после чего провели диагностику агрессивного поведения у подростков с ментальными нарушениями использовав методики:

Методика «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов)

Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова)

Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (М.З.Дукаревич)

Качественный анализ результатов методик показал, что наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого подростка. У 50 % детей наблюдается высокий уровень агрессивности. Средний уровень агрессивности у 40 % подростков от общего числа детей экспериментальной группы. Низкий уровень агрессивности был выявлен у 10 %.

Психокоррекция и предупреждение агрессивного поведения подростков с ментальными нарушениями не только социально значима, но и психологически необходима. Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности детей старшего подросткового возраста принадлежит семье, родителям. Однако велико значение педагогов и психологов.

Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует уделять особое внимание, в частности в рамках образовательного учреждения. Профилактика и предупреждение агрессивного поведения подростков с ментальными нарушениями становится не только социально значимым, но и психологически необходимым.

Можно сделать вывод, что необходимо проведение системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающих социальные отклонения в поведении детей, с учётом которых должна строиться и осуществляться профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Таким образом, проблема агрессивного поведения у подростков с ментальными нарушениями является актуальной и на сегодняшний день и имеет много вопросов, нуждающихся в исследованиях.

ЛИТЕРАТУРА

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Питер, 2006. – 88 с.

Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М.: Владос, 2005. – 289 с.

Валлон А. Психологическое развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2007 — 208с.

Горшкова Е.А. Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы/ Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. — М., Архангельск, 2003. – 56-57

Семенюк Л. М. Психология агрессивного поведения. – М.: Мир,2008 . – 234с.

Шипицына, Л.М., Иванов Е.С. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы Л.М. Шипицына, Е.С. Иванов; КолегЭлидисУэлс, Великобритания,2005. – 290 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector