3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ментальные нарушения у детей это

Что такое ментальная инвалидность

9 минут Ирина Смирнова 175

В некоторых правовых государствах, и, в частности, в России, термин «ментальная инвалидность» не используется, и люди, имеющие неполноценность и потребность в социальной помощи не подразделяются на какие-либо категории или группы.

При этом разница достаточно ощутима, так как под данным понятием подразумеваются граждане с интеллектуальными и психическими расстройствами, что в значительной мере влияет на их интеграцию в обществе. Люди, имеющие подобные нарушения, во много раз хуже приспособлены к жизни в социуме, не всегда в состоянии выполнять даже простую деятельность, что не дает им обеспечивать себя или даже элементарно обслуживать.

С другой стороны, многие предприятия не заинтересованы трудоустраивать инвалидов, поэтому такие граждане стараются по возможности скрыть факт наличия заболеваний. Это ведет к снижению их доходов и ощущению незащищенности. В настоящее время очень часто поднимается вопрос об изменении подхода к социальной адаптации людей с ментальной инвалидностью различных возрастов, но пока желаемый результат находится только в стадиях разработок.

Многие сотрудники и руководители специализированных интернатов и других профильных заведений пытаются донести информацию о необходимости улучшения условий содержания и трудоустройства для взрослых, и возможности развития для детей.

Общая характеристика

К категории «ментальная инвалидность» относится целый спектр отклонений психического и когнитивного развития, таких как:

  • эпилепсия, шизофрения, аутизм;
  • умственная отсталость, деменция;
  • дефекты речи, клиническая депрессия;
  • органические нарушения центральной нервной системы;
  • генетические заболевания и прочие патологии.

Такие болезни достаточно часто сопровождаются нарушениями функционирования опорно-двигательного аппарата, а также потерей зрения или слуха, что еще в несколько раз снижает качество жизни человека. Но социальная стигматизация (психологическая дискриминация) и проблемы с трудоустройством вынуждают этих людей отказываться от оформления инвалидности по вышеперечисленным заболеваниям, пока это возможно.

Создать обобщенный портрет человека, относящегося к группе «ментальная инвалидность», достаточно сложно – это люди различных возрастов и заболеваний, проживающих в семьях с разным материальным уровнем. При этом практически все они имеют коммуникативные, поведенческие, интеллектуальные и эмоциональные отклонения, чем и отличаются от обычных людей.

Социальная интеграция

Кроме медицинской помощи, основной потребностью граждан с ментальной инвалидностью является нормальное существование, то есть реализация права на реабилитацию, образование, отдых и занятость. Несколько реже они нуждаются в официальном трудоустройстве.

Иногда для обеспечения «нормальной жизни» таким людям требуется сопровождение либо услуги, в полной мере заменяющие стационар. Это может быть трудоустройство (при определенном участии опекуна либо социального работника), совместное проживание, медицинская, психологическая и бытовая круглосуточная помощь.

Удручающим фактом является то, что пациент с нарушениями психики в большинстве случаев оторван от общества, и, как говорится, заперт в квартире либо психиатрическом заведении. Реабилитационные услуги для этой категории людей долгое время предоставляли только специализированные психоневрологические больницы и диспансеры.

Многие опекуны и родственники таким заведениям не доверяли – опасались, что подопечного «накачают нейролептиками» или лишат дееспособности. При этом в качестве услуг, предлагаемых социальными центрами, также большинство респондентов сомневаются. По рассказам специалистов московского центра лечебной педагогики, очень часто обращаются взрослые, которые когда-то проходили реабилитацию.

Теперь они в основном сидят дома, так как их близкие не знают, куда можно устроить выросшего инвалида, и что с ним делать дальше. За то время, что пациенты центра проводят дома, не развиваясь и не закрепляя полученных навыков, они утрачивают даже те, что удалось привить на каком-то этапе. Отдельная категория – это пожилые люди с деменцией.

С ними, как правило, не проводят реабилитацию, а распределяют по лечебным учреждениям. Большинство пациентов с дементным синдромом находятся в психоневрологических диспансерах или интернатах, остальные проживают в семьях либо одни. При этом старики, живущие в городах, кроме помощи социального работника, больше ни на что рассчитывать не могут.

Самая актуальная проблема семей с пожилыми инвалидами – отсутствие информации о любой помощи и социальной защите, которую может предоставить государство. Специалистов, занимающихся стариками (геронтологов), в России и других странах СНГ мало, так же, как и реабилитационных центров. В диспансерах и интернатах резко ощущается нехватка персонала и оборудования.

Зачастую на медсестру в таких заведениях ложится забота о целой палате, что при учете особенностей пациентов является слишком большой нагрузкой. Кроме этого, эксперты отмечают еще одну не менее важную проблему, которая заключается в отсутствии налаженных межведомственных связей между социальными службами и медицинскими учреждениями.

По статистике деятельности социальных центров можно сделать вывод, что большинство людей-инвалидов и их близкие попросту не имеют представления о наличии подобных заведений. Поэтому многие из последних пустуют, а ведь немало больных очень нуждаются в любой помощи.

Первые признаки ментальных нарушений у детей: узнать в лицо

Нет, наверное, такого родителя, который хотя бы раз не задался вопросом, с тревогой вглядываясь в лицо своего ребёнка: а вдруг с ним что-то не так? Особенно актуально это сегодня, когда со всех сторон на мам и пап выливаются потоки информации, в которой тяжело разобраться и сориентироваться. Так когда же действительно имеет смысл начинать волноваться и обратиться за помощью к специалистам?

Аутизм. Фото — фотобанк Лори

Аутизм

Признаков аутизма очень много, нет четких критериев, дети все разные и проявляются аутизм у всех по-своему. Но следующие особенности поведения и развития должны насторожить родителей:

  • был регресс в развитии, ребенок утратил часть уже сформировавшихся навыков (речь, самообслуживание, коммуникация, игровая деятельность). Речь начала развиваться по графику, но затем пропала и так и не вернулась, или ребёнок начал говорить на своём «птичьем», никому не понятном языке) и т.д.; распадаются навыки коммуникации (перестаёт смотреть в глаза, улыбаться и т.д.), самообслуживания
  • ребенка не радуют, а порой и пугают новые игрушки, новая одежда, новая мебель в комнате; может отказываться входить в комнату после перестановки в ней мебели;
  • ребёнок не реагирует на своё имя после трёх лет, трудно привлечь его внимание;
  • речь развивается с выраженной задержкой или ребёнок так и не начал говорить к трём годам; речь не используется для коммуникации, ребёнок говорит словно сам с собой, при этом в речи может быть сочетание лепетных слов и слов сложных – эскалатор, трактор и т.д.
  • у ребёнка частые, сильные капризы и истерики, причины которых определить не получается;
  • ребенок не всегда реагирует на громкие звуки, порой кажется, что у него нарушен слух, но при этом слышит даже тихие звуки в другом конце квартиры;
  • не понимает обращенную речь, не выполняет команды и элементарные просьбы;
  • нет указательного жеста, не пытается объясниться мимикой и жестами, речь монотонная или странно интонирована: голос высокий, напряжённый, или, наоборот, хриплый, глухой;
  • не обращается за помощью, добивается всего плачем или действует рукой взрослого; использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет, например, забирается по нему, как по дереву, чтобы достать конфеты с верхней полки;
  • не повторяет действия взрослых, нет копирования и повторения бытовых действий;
  • есть проблемы с приучением к горшку, не стремится овладеть навыками самообслуживания по подражанию;
  • ребенок редко смотрит в глаза или смотрит, но на лицо в целом, вскользь, его трудно дозваться или сфотографировать, не удерживает сколько-нибудь длительно контакта «глаза в глаза»; не узнаёт себя в зеркале; на лицо собеседника словно «смотрит, но не видит», взгляд «зеркальный»;
  • ребенок редко ищет утешения у матери, не делится с другими людьми своей радостью, интересами, достижениями (например, не приносит и не показывают другим предметы, которые ему нравятся)
  • ребенок не ищет общения. Не волнуется при разлуке с матерью; после трёх лет может легко уйти с чужим человеком. Может оставаться в комнате один, часто такие дети радуют в раннем возрасте взрослых тем, что они «удобные», «могут сами себя занять»;
  • уклоняется от ласк и прикосновений даже близких взрослых, на руках не принимает «удобную позу»: отстраняется, растекается или наоборот напрягается, сам не инициирует контакт;
  • к трём годам нет интереса к сверстникам, нет попыток взаимодействия и общих игр. Не умеет общаться, игнорирует других детей или раз за разом пытается наладить контакт непонятным другим способом;
  • тяжело воспринимает изменения в повседневной жизни, предпочитает пользоваться одними и теми же маршрутами на прогулке, даёт открывать книжку только на одних и тех же любимых картинках; смотрит одни и те же мультфильмы; сутками может слушать одну и ту же песенку;
  • у ребёнка появляются длительные странные игры с перекладыванием игрушек, сортировкой, может выкладывать игрушки в длинные ряды и т.д. Нет ролевых игр («дочки-матери» и т.д.). Настойчивое внимание к частям предметов, а не игрушкам в целом; может быть предпочтение неигровых предметов – верёвочек, кусочков ткани, цепочек и т.д.;
  • Может очень долго смотреть на какие-то предметы или действие, которые не соответствуют обычным детским интересам: банкоматы, рельсы, бегущую строку в транспорте, домофон, стиральные машины, крутящиеся колёса у машин и т.д.);
  • У ребенка регулярно наблюдаются повторяющиеся движения: взмахи, хлопки, кручения рукой или пальцами, или сложные движения всего тела. Может махать руками, начинает ходить на цыпочках, часто наклоняет голову, машет головой или бьется, теребит волосы или уши, качается, перебирает пальчиками у лица;
  • Выраженная негативная реакция на манипуляции с телом: стрижку волос, мытьё головы, закапывание в нос, попытку надеть на него варежки, шапки, носки и т.д.;
  • У ребёнка необычные страхи: пылесоса, дрели, фена, определённых предметов одежды или игрушек и т.д.;
  • У ребёнка нет чувства «края», опасности, создаётся ощущение, что он слишком бесстрашный: может вырывать руку, убегать без оглядки на родителей; залезать высоко на лестницы и горки на детской площадке, сидеть на подоконнике открытого окна. Это не проходит к 3 годам, когда в норме у ребёнка должно появиться чувство самосохранения в основных жизненных ситуациях;
  • возможна слабая либо слишком острая чувствительность к боли, — ребёнок словно не замечает, когда падает и сильно ударяется, даже когда рана сильно кровоточит;
  • мелкая и крупная моторика отстает от возрастного уровня, либо развита неравномерно: ребенок может быть неуклюжим, постоянно задевать углы, врезаться в стены, но при этом проявлять чудеса ловкости, когда дело касается его интересов: виртуозно собирать крошки с ковра, залезать на шкаф и в другие труднодоступные места.
Читать еще:  Норма потребления электроэнергии в частном доме

Детская шизофрения

Что может быть возможным признаком развития шизофрении у ребёнка и требует незамедлительной консультации специалиста?

  • Странные фантазии, отличающиеся особой стойкостью, ребёнок не проводит разницы между собой и персонажем, которого он отыгрывает: так, называя себя «кошечкой», принимает пищу только из мисок на полу, на вопрос: «Кто ты?» не называет своё имя, не говорит, что он мальчик или девочка, а упорствует в том, что он «кошка». Говорящие дети более старшего возраста могут просить, чтобы их называли другими именами, рассказывать о невидимых никому друзьям, которые приходят к ним.
  • Непонятные страхи – ребёнок либо сам не может объяснить, чего он боится, либо, напротив, чётко описывает «чудовищ» или людей, которые приходят к нему по вечерам, может чётко показать, где они стоят. Может упорно отказываться отвечать на вопрос, чего он боится.
  • Существенно ухудшился уровень бытового и социального функционирования: ребёнок перестал следить за собой, умываться; предпочитает играм с друзьями уединённое времяпрепровождение в своей комнате, хотя раньше был общительным; ухудшилась успеваемость на развивающих занятиях, в саду или в школе; ребёнок словно «глупеет», начинает вести себя соответственно более раннему возрасту.
  • Во время разговора ребёнок прерывает беседу и оглядывается по сторонам, словно прислушивается к чему-то, при этом теряет нить беседы. Порой речь становится бессвязной. Жалуется на голоса в голове, которые кричат, указывают, комментируют и т.д.
  • Немотивированная агрессия, жестокость; эмоции сглаживаются, уплощаются, становятся всё менее различимыми. Ребёнок может демонстрировать эмоции, неадекватные ситуации, например, смеяться, когда сообщают о грустном известии.
  • В рисунках появляется яркая контрастная цветность, не соответствующая сюжету (синяя трава, оранжевое небо и т.д.), вопреки сложившемуся мнению, чёрный цвет в рисунках далеко не всегда свидетельствует о развитии шизофрении, чаще свидетельствует о депрессивных расстройствах. Могут наблюдаться повторяющиеся, пугающие сюжеты: существа с зубами, оторванными конечностями, чрезмерно большими глазами.

Умственная отсталость

Какие признаки в развитии ребёнка могут указывать на возможную умственную отсталость?

  • Ребёнок с опозданием начинает ползать, сидеть, ходить, лепетать.
  • Ребёнок ведёт себя как более младший по возрасту. Иногда – и выглядит младше своих лет.
  • Равномерное интеллектуальное отставание, ребёнок либо «тугодум», либо отвечает сразу, но первое, что придёт в голову. При этом в интеллектуальном развитии нет областей, в которых ребёнок был бы ярко успешнее, чем в остальных;
  • К трём годам у ребёнка не появляется осознанной сюжетной игры. Он словно не может себя ничем занять: бесцельно бродит по комнате от одной игрушке к другой, берёт игрушку, бросает её и тут же тянется за следующей.
  • Навыки самообслуживания (еды, одевания, посещения туалета и т.д.) осваивает со значительным опозданием, и видно, что даются они ему непросто;
  • Ребёнок чрезмерно социально наивный, на детской площадке у него легко отобрать игрушку, он не пытается её вернуть, отстоять, в более старшем возрасте его легко обмануть, его часто выставляют виноватым в коллективных шалостях, зачинщиком которых был не он;
  • Ребёнку с огромным трудом даётся учебная деятельность, он постоянно неуспешен на занятиях в саду или школе в тех заданиях, которые его сверстники осваивают легко.
Читать еще:  Размер потребительской корзины

Генетические синдромы могут принимать самый разный облик: быть похожи на аутизм, умственную отсталость, сопровождаться дополнительными проблемами: эпилепсией, проблемами физического развития и т.д. Большая часть генетических синдромов сопровождается особенностями внешнего вида, нарушением рисунка на руках и пальцах. Однако не всегда эти особенности столь очевидны. Порой эти черты довольно сглажены, и при внешнем осмотре довольно сложно понять: ребёнок похож на кого-то из родственников или его черты изменены из-за генетического заболевания? Однако, если у ребёнка есть задержка развития и при этом несколько специалистов кардинально расходятся во мнении относительно диагноза, имеет смысл обратиться за консультацией к врачу-генетику.

В любом случае, если родителям кажется, что есть какие-то проблемы в развитии у ребёнка – необходимо преодолеть страх и обратиться к специалистам. Даже если диагноз подтверждается – своевременно начатая коррекционная работа позволяет решить многие проблемы и в перспективе даёт ребёнку возможность жить полноценной жизнью.

Об авторе:

Наталья Керре, автор книги «Особенные дети: Как подарить счастливую жизнь ребенку с отклонениями в развитии» — дефектолог, семейный консультант, лектор, блогер. Работает с особенными детьми более двадцати лет. Использует в работе семейно-ориентированный подход.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Проблема нарушений поведения у детей с ментальными нарушениями в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием является актуальной на протяжении всего существования человечества.

В наше время рождение детей с нарушениями в развитии очень распространенное явление. Все больше родителей сталкиваются с этой проблемой и многие из них, к сожалению, вынуждены погружаться в проблему отклоняющегося развития для того, чтобы помочь собственным детям социализироваться.

Особую категорию составляют дети с ментальными нарушениями. Ментальные нарушения – тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к социальному взаимодействию и поведению. Было установлено, что у таких детей отмечается стойкое, необратимое нарушение интеллектуального развития, возникающее на ранних этапах онтогенеза ввиду органической недостаточности центральной нервной системы. Подростки с ментальными нарушениями, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы составляют самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2% от общей детской популяции).

Дети с ментальными нарушениями имеют ряд специфических особенностей, которые проявляются: в отставании сроков и темпе развития; инертности, пассивности, отмечаемых во всех сферах жизнедеятельности ребенка; существенном недоразвитии моторных и речевых функций; несформированности когнитивной деятельности; примитивности интересов, потребностей, мотивов; снижении познавательного интереса; нарушении эмоционально-волевой сферы. Степень проявления этих нарушений варьирует от легких до глубоких форм [1].

Определение понятия «ментальные нарушения » имеет как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Нарушения и особенности развития психики у детей могут быть очень разнообразны. Дать правильное определение понятия — значит объяснить причину этого состояния и выделить его наиболее существенные признаки [2].

Не менее важно практическое значение правильного определения понятия «ментальные нарушения». Для детей с ментальными нарушениями создана специальная система обучения, сеть специальных школ и детских домов. Такие дети должны обучаться не в массовых, а в так называемых вспомогательных школах. В жизни мы встречаем детей, которые имеют нарушения интеллекта. Недостаточность интеллектуальной деятельности сказывается на всех психических процессах, прежде всего познавательных.

Определение понятия «ментальные нарушения » имеет как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Нарушения и особенности развития психики у детей могут быть очень разнообразны. Дать правильное определение понятия — значит объяснить причину этого состояния и выделить его наиболее существенные признаки [3].

Подросткам с ментальными нарушениями уделяется особое внимание. Изменения системы отношений во всех сферах современного социума, их стремительный темп ставят эту возрастную группу в позицию слабой психологической защищенности, снижают ее адаптивные возможности и повышают психологическую ранимость. Основаниями для этого являются представления о человеке, как о биосоциальном существе, возрастные особенности детей, среди которых на первое место выдвигаются несбалансированность и незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики и личностных характеристик.

Изучением проблемы поведения у детей с ментальными нарушениями занимались различные исследователи. Так за последние годы психологами и педагогами был проведен ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивного поведения детей подросткового возраста. Изучение основных факторов нарушений поведения у подростков с ментальными нарушениями описаны в работах Э. Я. Альбрехт, Г. Г. Запрягаева, Д. Н. Исаева, К. С. Лебединской, В. А. Малинаускене, М. С. Певзнер и др.

Важное место в данной проблеме занимает тема агрессивного поведения подростков с нарушениями интеллектуального развития. Подросток с ментальными нарушениями – это особый ребенок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают такого ребенка уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. Зачастую данная категория детей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, с нормально развивающимися сверстниками, которые в большинстве случаев не знают психических особенностей детей, в результате чего возникают конфликты. Такие дети начинают проявлять агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности.

Читать еще:  Получить справку об остатке средств материнского капитала

Преодоление проявления агрессивного поведения детей старшего подросткового возраста с ментальными нарушениями даст лучшие результаты, если наряду с традиционными воздействиями учебно-воспитательного процесса, будет применен комплекс специально составленных занятий, включающий в себя психологические методы диагностики, коррекции и профилактики проявления агрессивного поведения у подростков с нарушениями интеллекта.

Изучение основных факторов нарушений поведения у подростков с ментальными нарушениями описаны в работах Э. Я. Альбрехт, Г. Г. Запрягаева, Д. Н. Исаева, К. С. Лебединской, В. А. Малинаускене, М. С. Певзнер и др. В возникновении нарушений поведения и эмоциональных расстройств у лиц, страдающих нарушениями интеллекта, одни исследователи признавали ведущую роль интеллектуального недоразвития, при которой происходило ослабление интеллектуального контроля над аффектом в процессе регуляции поведения (Сеген Э; Ковалевский П. И; Фелинская Н. И; Балинский И. М.; и др.), другие делали акцент на значимости психогенных факторов, чувствительности детей с нарушениями интеллекта к психотравмирующим ситуациям (Фрейеров О. Е; Исаев Д. Н.), третьи связывали нарушения поведения и эмоциональные расстройства при ментальных нарушениях с органической неполноценностью самой нервной системы, а именно с повреждением ее подкорковых областей (Певзнер М. С.; Сухарева Г. Е. и др [5].

По мнению некоторых исследователей, психическое недоразвитие может обусловливать возникновение таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, жестокость; способствовать снижению волевых процессов, повышению внушаемости, снижать в определенных условиях сопротивляемость к воздействию различных ситуаций, облегчать реализацию импульсивных, непродуманных поступков, снижать способности прогнозирования последствий своих поступков, обусловливать низкую степень переносимости длительных психотравмирующих воздействий. Кроме того, при интеллектуальных нарушениях легче воспринимаются и усваиваются внешние негативные воздействия, существенно затруднено усвоение системы морально-нравственных запретов и норма социального поведения (Антонян Ю. М., Гульдан В. В.; Поппе Г. К., и др.).

Эти особенности отрицательно сказываются на личности подростка с ментальными нарушениями, могут способствовать нарушениям поведения и затруднять социальную адаптацию. Но наличие интеллектуальных нарушений не предполагает фатальной неизбежности нарушений поведения. Медико-биологическое и генетическое неблагополучие не являются сами по себе причинами поведенческого неблагополучия, им принадлежит второстепенная роль среди детерминант нарушений поведения. Ведущее место занимают отрицательные личностные особенности, формирующиеся под влиянием психического недоразвития.

Поведение детей старшего подросткового возраста с ментальными нарушениями отличается неадекватными реакциями, динамика которых часто непропорциональна внешним воздействиям. Поведение одних детей характеризуется чрезмерно легкими и поверхностными переживаниями довольно серьезного события, отмечаются частые смены настроения. Поведение других отличается слишком сильными переживаниями по каждому малозначительному поводу.Подростки с ментальными нарушениями воспринимают только тех людей, которые им приятны, предпочитают деятельность, которая приносит удовольствие.

Исследование особенностей и нарушений поведения детей с ментальными нарушениями в нашей работе представлено изучением уровня агрессивности. Агрессия — свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъективно-субъектных отношений [4].

Формы проявления агрессивности у старших подростков с ментальными нарушениями, как правило, бывают следующие:

Компенсаторно-защитная реакция и реакция протеста на трудности в взаимоотношениях.

Различные извращения влечения (сексуального, инстинкта самосохранения).

Несдержанность и чрезмерная активность при психомоторном и аффективном возбуждении.

Поведение и реакция подражательного характера, становящиеся стереотипом поведения.

Проявление групповой солидарности.

Становление агрессивного поведения у подростков с ментальными нарушениями – сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Согласно уже имеющимся исследованиям, проблема агрессивного поведения подростков с ментальными нарушениями, за последние десятилетия вызывала интерес и на сегодняшний день является так же актуальной.

В рамках лабораторно-практических занятий по различным дисциплинам студенты, обучающиеся в ВГСПУ по специальности «Специальная психология» посещали центр социально — трудовой реабилитации для инвалидов «Теплый дом» г.Волгоград. Во время проведения занятий в центре мы обратили внимание на данную проблему, после чего провели диагностику агрессивного поведения у подростков с ментальными нарушениями использовав методики:

Методика «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов)

Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова)

Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (М.З.Дукаревич)

Качественный анализ результатов методик показал, что наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого подростка. У 50 % детей наблюдается высокий уровень агрессивности. Средний уровень агрессивности у 40 % подростков от общего числа детей экспериментальной группы. Низкий уровень агрессивности был выявлен у 10 %.

Психокоррекция и предупреждение агрессивного поведения подростков с ментальными нарушениями не только социально значима, но и психологически необходима. Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности детей старшего подросткового возраста принадлежит семье, родителям. Однако велико значение педагогов и психологов.

Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует уделять особое внимание, в частности в рамках образовательного учреждения. Профилактика и предупреждение агрессивного поведения подростков с ментальными нарушениями становится не только социально значимым, но и психологически необходимым.

Можно сделать вывод, что необходимо проведение системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающих социальные отклонения в поведении детей, с учётом которых должна строиться и осуществляться профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Таким образом, проблема агрессивного поведения у подростков с ментальными нарушениями является актуальной и на сегодняшний день и имеет много вопросов, нуждающихся в исследованиях.

ЛИТЕРАТУРА

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Питер, 2006. – 88 с.

Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М.: Владос, 2005. – 289 с.

Валлон А. Психологическое развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2007 — 208с.

Горшкова Е.А. Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы/ Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. — М., Архангельск, 2003. – 56-57

Семенюк Л. М. Психология агрессивного поведения. – М.: Мир,2008 . – 234с.

Шипицына, Л.М., Иванов Е.С. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы Л.М. Шипицына, Е.С. Иванов; КолегЭлидисУэлс, Великобритания,2005. – 290 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector