0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принципы инклюзивного образования детей

Статья «Базовые принципы инклюзивного образования»

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Принципы и ценности инклюзивного образования………………3-9 стр.

Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя) образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Тема инвалидов ныне часто обсуждается в СМИ, принято говорить о том, что здоровое общество характеризуется и своим отношением к инвалидам. Поэтому все чаще можно услышать рассуждения об интеграции инвалидов в общество, и, в частности, об интеграции детей «с особыми потребностями» в общеобразовательную школу. При этом основное внимание уделяется «праву быть как все», и за кадром остаётся то, как обеспечить реализацию этого права.

Когда сегодня говорят об интеграции детей с особыми потребностями в общеобразовательные школы, имеется в виду то, что эти дети учатся в массовой школе в обычных условиях.

Инклюзия обозначает такое включение детей, которое учитывает их особые потребности, способствует развитию этих детей и раскрытию их потенциальных возможностей.

Существует возможность до некоторой степени расширить рамки включения детей с особыми потребностями в массовую школу. Фактически мы сталкиваемся сейчас со всё возрастающим количеством таких детей и ориентацией общеобразовательных школ на увеличение числа учащихся. Однако без создания соответствующих условий для обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах не следует этого делать.

Принципы и ценности инклюзивного образования

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

«Мы обязаны создать нормальную систему образования, чтобы дети и подростки с ограниченными возможностями могли обучаться среди сверстников, в том числе, и в обычных общеобразовательных школах. Это нужно не только им, но и в не меньшей степени самому обществу» (Д. Медведев, Президент Российской Федерации).

Основные принципы (основные нормы поведения) возникают из ценностей и убеждений, однако, они больше связаны с действием, с тем, что нужно сделать, чтобы инклюзия стала работоспособной. Ниже представлены некоторые примерные темы для обсуждения, которые должны разрабатываться коллективно, с учетом существующих условий:

Все дети имеют право посещать местную школу, — это не зависит от особенностей ребенка или предпочтений учителя.

Адаптация системы к потребностям ребенка, а не наоборот.

Для обеспечения детям доступа к обучению необходима соответствующая поддержка (например, система Брайля, субтитры и сурдоперевод.)

Образовательная среда должна быть физически доступной и позитивной, дружелюбной по отношению к различным группам.

Издевательства, словесные унижения и дискриминация детей-инвалидов недопустимы (ребенка-инвалида нельзя упрекать в том, что «он не справляется»).

Школьное сообщество должно участвовать в решении всех вопросов, связанных с инклюзией.

Школа, семья, ребенок и общество несут совместную ответственность за решение проблем, и проблемы должны решаться с учетом социальной модели, то есть школа испытывает трудности с преподаванием, а не ребенок испытывает затруднения с обучением.

Показатели успеха (то, каким образом мы узнаем, что наши ценности, убеждения и принципы осуществляются на практике) или индикаторы успеха должны быть определены совместно, с учетом местных культурных особенностей и существующих условий.

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Основные ценности (которые мы считаем важными и достойными) и убеждения (которые мы признаем правильными): убеждения и ценности людей являются глубоко укоренившимися, и их трудно менять. Одним из основных барьеров, которые упоминаются в связи с инклюзией, является «негативное отношение», а отношение является сочетанием ценностей и убеждений.

«Негативное отношение к инклюзии является настолько серьезной преградой, что уровень затрачиваемых ресурсов является несоответствующим». Юзи Майлз, «Преодолевая ресурсные барьеры », 2000г.

Что же можно с этим сделать? Зачастую негативное отношение меняется тогда, когда люди могут ВИДЕТЬ положительную роль инклюзии на практике. Также можно помочь людям разобраться со своими скрытыми убеждениями и ценностями и узнать у них, те ли это убеждения и ценности, которые они хотели бы защищать. Чтобы программа ИО была устойчивой, в определенный момент эти убеждения и ценности должны быть открыто и четко сформулированы. Основные ценности инклюзивного образования можно найти во всех культурах, философских системах и религиях, они отражены в большинстве основных статей международных документов о правах человека.

К таким ценностям можно отнести:

осознание себя частью общества;

предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;

возможность учиться друг у друга;

возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

В различных культурах и условиях некоторым из перечисленных выше ценностей и убеждений отдается большее предпочтение. Например, во многих развивающихся странах осознание себя частью общества может быть более приоритетным, чем развитие индивидуальных навыков, в то время как в развитых странах зачастую наблюдается обратная ситуация. Во всех странах некоторые люди защищают эти ценности и убеждения и руководствуются ими в большей степени, чем остальные.

Дискриминация и притеснения, к сожалению, также свойственны большинству культур. Часто невежество, страх, отсутствие воспитания мешают людям поверить в эти ценности или руководствоваться ими в своей жизни. Иногда это связано с глубоко укоренившимися традициями, как, например, угнетение женщин. Кроме того, в условиях крайней нищеты и незащищенности большую ценность приобретает базовая стратегия выживания, при которой, как правило, доминирующим является «выживание наиболее приспособленных».

Устранить причины такого невежества и страха помогут образование, обеспечение безопасности, свобода от притеснений, что поможет людям придерживаться более «высоких» ценностей и отстаивать их на практике. Таким образом, инклюзия в конечном итоге должна рассматриваться в таком расширенном контексте.

Читать еще:  Обязательство по материнскому капиталу образец

Равные возможности для каждого!

Главные преимущества инклюзивного образования:

Основные принципы инклюзии

Круглые колышки для круглых отверстий

Квадратные колышки для квадратных отверстий

Адаптация ребенка к требованиям системы

Превращение квадратных колышков в круглые

Система остается неизменной

Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым

Все дети разные

Все дети могут учиться

Есть разные способности,
различные этнические группы,
разный рост,
возраст,
происхождение,
пол

Адаптация системы к потребностям ребенка

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Принципы инклюзивного образования детей

Калинкина Анастасия Алексеевна , воспитатель
г. Жуковский

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Скачать справку о публикации Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru

Понятие «инклюзивное образование», цель, основные ценности и принципы

Сегодня в России около двух миллионов детей, которые нуждаются в особом педагогическом подходе. Из-за особенностей психофизического развития они не могут наравне со своими обычными сверстниками осваивать школьную программу. И, к сожалению, прогнозы врачей неутешительны: с каждым годом число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растет на 4 %.

Еще недавно дети с ОВЗ воспитывались и учились в специализированных коррекционных школах и школах-интернатах. Но со временем начали проводить реформы, которые направлены на оказание помощи детям с ОВЗ для благоприятного вступления в общество, обучения вместе со своими здоровыми ровесниками и дальнейшего становления полноценными членами социума.

Одним из самых ярких социальных нововведений является инклюзивное образование, позволяющее детям с ОВЗ учиться в обычных классах наравне со всеми. Сегодня образование не только приобрело вид свободного блага, но и стало подстраиваться под конкретные категории людей. Ведь от образования в определённой степени зависит процесс социализации личности в целом.

Целью работы является изучение особенностей реализации инклюзивного образования в современных условиях.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить особенности организации инклюзивного образования.

2. Описать принципы, модели, преимущества и недостатки инклюзивного образования.

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

После скандинавской концепции 60-х годов ХХ века было выдвинуто понятие «нормализации» для учета потребностей людей с ограниченными возможностями. Только к 80-м годам ХХ века на территории США начало распространяться понятие инклюзии с учетом предыдущих концепций. Мировую известность инклюзия получила благодаря Всемирной конференции по обучению лиц с ограниченными возможностями. Это мероприятие было проведено в г. Саламанка (Испания, 1994 г.).

Термин «инклюзивное образование» в научной литературе и практике используется для раскрытия основных составляющих компонентов процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями в массовых школах.

Инклюзивное образование (от франц. inclusif – включающий в себя; от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – это непрерывный процесс развития образования, который предоставляет возможность доступности образования (самосовершенствованию, саморазвитию) и который признает, что все дети — это индивидуумы с различными потребностями в обучении 1 .

Согласно ст. 48 Закона «Об образовании в Российской Федерации» каждый педагог обязан «учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями» 2 .

Основной целью инклюзивной школы является предоставление всем обучающимся возможности реализации наиболее полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, при этом обеспечить наиболее полное взаимодействие друг с другом.

Инклюзивные ценности – это социально одобряемые представления и подходы, обеспечивающие следующие цели инклюзии 3 :

— возможность успешного обучения и развития всех детей по месту жительства;

— поддержку различий между детьми и взрослыми как образовательный ресурс;

— сопоставления украинского образования с мировыми реалиями образования.

Такой подход требует изменения ряда приоритетов в работе на основе ценностей, среди которых 4 :

— структурные ценности — равенство всех участников образовательного процесса, обеспечение прав каждого, опора на общество, обеспечение устойчивого развития;

— ценности, связанные с взаимоотношениями — уважение к разнообразию, отсутствие насилия, доверие, сочувствие, честность, мужество;

— моральные качества — доминирование радости в заведении, любовь и уважение друг к другу, надежда и оптимизм, искренность в отношениях, красота в окружающей среде.

Ценности инклюзивного образования нашли свое отражение в индикаторах индекса инклюзии, а индикаторы детализируются конкретными вопросами. Включить ту или иную ценность в практику учреждения дошкольного образования для насыщения жизни заведения новым содержанием можно только благодаря ее обсуждению с работниками, родителями, а в некоторых моментах — и с детьми.

Центральная идея инклюзивного образования состоит в преодолении дискриминации детей с серьёзными физическими и умственными недостатками, которая предполагает равенство в отношениях ко всем людям, но при этом создает особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основа инклюзивного образования представлена 5 : индивидуальным подходом к обучению; включением в познавательный процесс всех участников данного образования: детей, родителей, педагогов; формированием вариативной развивающей среды; установлением доверительных отношений с родителями; сотрудничеством с близкими ребенку людьми.

Термин «инклюзия» часто сопоставляют с термином «интеграция». Но данные понятия имеют главное отличие – инклюзивное образование с самого начала рассматривает всех детей частью общеобразовательной системы 6 . Поэтому для детей с ОВЗ нет необходимости в организации какой-то специальной адаптации, т.к. они с самого начала входят в часть школьной системы.

Таким образом, инклюзивное образование – образование, которое подразумевает организацию учебного процесса, при которой он становится абсолютно доступным для всех. Это осуществляется за счет того, что инклюзивное обучение максимально приспосабливается ко всем нуждам каждого ребенка.

2. ПРИНЦИПЫ, МОДЕЛИ, ПРЕИМУЩЕСТВА и недостатки инклюзивного образования

Сущность инклюзивного образования раскрывается не только через определение. Необходимо также учитывать и общие принципы образовательного процесса 7 :

1. Все люди независимо от своих умственных, физических и иных способностей и ограничений нуждаются в полноценном общении.

2. Каждый человек ценен сам по себе как личность.

3. Все люди могут чувствовать и думать.

4. Каждый из нас нуждается в дружеских отношениях, поддержке и взаимопонимании ровесников.

5. Люди нуждаются друг в друге.

6. Получение качественного образования возможно только в сотрудничестве друг с другом.

7. Все достижения прогресса в обучении должны опираться на положительные результаты.

Читать еще:  Продажа квартиры за материнский капитал

8. Различия способствуют развитию человека, улучшают качество его жизни.

На практике можно встретить следующие модели инклюзивного образования:

1. Постоянная полная. Ориентирована на тех, чей уровень психоэмоционального, речевого и физического развития находится наравне с прочими участниками без особых потребностей. Учитывает психологическую готовность к групповым занятиям.

2. Дозированная. Отражает частичную вовлеченность в учебный процесс. Делается поправка на недостаточный уровень психического и физического здоровья.

3. Эпизодическая. Ориентирована на учреждения, организующие непродолжительные учебные мероприятия. Исключается длительное нахождение лиц с нарушениями здоровья на территории заведений.

В рамках дозированной модели выделяют следующие категории:

1. Постоянная неполная подходит для особых детей, чей уровень развития незначительно ниже, нежели у сверстников. Предполагает привлечение к совместным занятиям с незначительной коррекционной помощью со стороны преподавателя.

2. Постоянная частичная ориентирована на получение небольшого объема материала. Основная цель — увеличение общения со сверстниками.

3. Временная (иногда можно встретить определение «частичная»). Занятия проводятся за месяц не более двух раз. Тематика занятий исключительно воспитательной направленности.

Преимущества инклюзивного образования для детей с ОВЗ заключаются в следующем 8 :

— дети проходят стандартную школьную программу, что обеспечивает равные со всеми возможности для трудоустройства и полноценную адаптацию в социуме;

— стираются границы неравенства между здоровыми детьми и инвалидами, образуя общество с равными для всех возможностями и правами.

Учитывая, что такая практика ранее не применялась в России, здесь имеется и ряд существенных недостатков 9 :

— отсутствуют квалифицированные специалисты, а именно на подготовке преподавательского состава и базируется данная форма обучения;

— общеобразовательные учреждения не рассчитаны на комфортное обучение детей с ограниченными возможностями;

— нет педагогов, способных работать с детьми-инвалидами;

— отсутствие необходимой материально-технической базы.

Согласно последовательности введения смешанной формы обучения, в 2017-2018 гг. на этой базе формировались 1-и 2 классы начальной школы. В некоторых регионах такая практика отлично работает, но, с учётом перечисленных недостатков, большинства областей оказались просто не готовы к таким инновациям в системе образования.

Чтобы инклюзивное образование было эффективным педагогам необходимо соблюдаться конкретные условия:

— поставлены четкие и достижимые цели для всех обучающихся;

— созданы условия с целью максимально возможного раскрытия потенциала детей с ОВЗ;

— должна происходить постоянная и максимально возможная поддержка каждого учащегося;

— сформированы в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях совмещенные группы здоровых и особенных детей.

Таким образом, право ребенка с ОВЗ на получение качественного образования может быть реализовано с помощью организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками. Основным заданием, которое стоит перед создателями инклюзивного процесса является предоставление определенных условий, создание творческого, многогранного симбиоза.

Исходя из вышесказанного и поставленных задач в работе, можно сделать следующие выводы.

Инклюзия – это новая философия не только образовательной сферы, но и системы общества в целом, которое, несмотря на его современную высокотехнологичную и информационную структуру, может и должно обеспечить полноценное участие всех членов независимо от их возможностей.

Цель инклюзивного образования состоит в том, чтобы любая школа могла быть готовой в будущем принять детей с различными возможностями. Это может повлечь не только изменения в структуре и работе школы, но и изменения во взглядах учителей общего и специального образования, привыкших рассматривать свою работу как обучение только определённых групп детей.

Современное общество готово к инклюзии, оно способно предоставить детям с ОВЗ возможность учиться в обычных массовых школах. Несомненно, на сегодняшний день созданы далеко не все условия для воплощения идеи в реальность, и существует много преград, однако уже сейчас видна положительная динамика.

Развитие инклюзивного образования в России, прежде всего, связано с совершенствованием нормативно-правовой базы, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения данного процесса.

Эффективность инклюзивного образования зависит от возможностей ребенка, желания и помощи родителей, а также наличия на всех этапах обучения квалифицированного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. Программа обучения, подготовленная индивидуально для детей с ОВЗ, должна быть адаптирована к программе, по которой занимаются остальные дети и обычной манере проведения урока.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛитературЫ

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2018 г. – URL:

Курганова Э.Н. Инклюзивное образование – право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. – 2016. – №16.1. – С. 26-29.

Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. – 2015. – № 1. – С.77-88.

Никитина Е.Л. Проблемы развития инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 29. – С. 31-35.

Суворова С.Ф. Коррекционная школа – проблема детей, или всего общества? // Директор школы. – 2014. – №5. – С.12-18.

Чебарыкова С.В., Степанов К.В. Готовность учреждений различного типа к реализации инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. – 2015. – №5. – С. 551-554.

Шевелева Д.Е. Особенности организации инклюзивного образования в России и за рубежом / Проблемы современного образования. – 2014. – №5. – С. 105-115.

Шкатова Е.А. Теоретико-методологический аспект инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. – 2018. – №V5. – URL:

Курганова Э.Н. Инклюзивное образование – право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. – 2016. – №16.1. – С. 26.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2018 г. – URL:

Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. – 2015. – № 1. – С.78.

Суворова С.Ф. Коррекционная школа – проблема детей, или всего общества? // Директор школы. – 2014. – №5. – С.14.

Шкатова Е.А. Теоретико-методологический аспект инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. – 2018. – №V5. – URL:

Никитина Е.Л. Проблемы развития инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 29. – С. 32.

Чебарыкова С.В., Степанов К.В. Готовность учреждений различного типа к реализации инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. – 2015. – №5. – С. 552.

Шевелева Д.Е. Особенности организации инклюзивного образования в России и за рубежом / Проблемы современного образования. – 2014. – №5. – С. 107.

Шевелева Д.Е. Особенности организации инклюзивного образования в России и за рубежом / Проблемы современного образования. – 2014. – №5. – С. 109.

Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; подходы и способы его реализации

Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном (массовом, неспециальном) учреждении – это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии. Как стратегическое направление развития системы образования инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях. Ориентиры перестройки системы образования в направлении инклюзии детей с ОВЗ задаются основными принципами инклюзивного образования, предусматривающими реализацию равных прав на образование и социализацию при неравных возможностях.

Читать еще:  Приобретение квартиры за материнский капитал

Основные принципы инклюзивного образования:

· по отношению к ребенку с ОВЗ – учащемуся общеобразовательного учреждения: баланс академических знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обучения — адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи;

· по отношению к одноклассникам ребенка с ОВЗ – учащимся инклюзивного класса: триединство ориентиров — на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность (развитие социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);

· по отношению к педагогу – учителю инклюзивного класса: принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебно-воспитательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;

· по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное образование детей с ОВЗ: адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение; развитие толерантного взаимодействия участников образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации;

· по отношению к системе образования города, района в целом:

· оптимизация ресурсов городской, муниципальной системы образования (материально-технических, нормативно-методических, финансово-экономических, организационных) по созданию базовых общеобразовательных учреждений для реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ вблизи места жительства; поддержка инноваций в инклюзивном образовании; повышение психолого-педагогической культуры педагогического сообщества и общественности.

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

1. индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ — по развитию академических знаний и жизненных компетенций;

2. социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его; психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

3. психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;

4. индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

5. портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;

6. компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;

7. повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;

8. рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;

9. тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;

10. подготовка тьюторов высшей школой;

11. адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);

12. адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);

13. адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;

14. адаптивная образовательная среда – создание помещений (зон) для отдыха, восстановления работоспособности;

15. сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

16. ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

1.6 Ресурсное обеспечение (условия) получения образования детьми с ОВЗ

На первый план выходит нормативно-правовое обеспечение процесса выбора семьей ребенка с ОВЗ варианта образования, его реализации и при необходимости перехода на другой вариант. Разработка нормативно-правового механизма адекватного и ответственного выбора для ребенка с ОВЗ, включая разработку типового контракта, фиксирующего согласованный выбор и разделение ответственности всех участников образовательного процесса, включая родителей. Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей и специальной педагогики), а также кадров, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в системе общего образования. Финансово-экономическое обеспечение – параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения. Должно быть предусмотрено подушевое финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, степени интеграции ребенка в общеобразовательную среду. Финансово-экономическое обеспечение устанавливается с учетом необходимости индивидуальной специальной поддержки ребенка с ОВЗ. Материально-техническое обеспечение– общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования, включая параметры информационно-образовательной среды. Материально-техническое обеспечение образования детей с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям группы детей с ОВЗ в целом и каждой категории в отдельности. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения должно быть:

· организация пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;

· организация временного режима обучения;

· организация рабочего места ребенка с ОВЗ;

· технические средства обеспечения комфортного доступа ребенка с ОВЗ к образованию (ассистирующие средства и технологии);

· технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей);

· специальные учебники, рабочие тетради и дидактические материалы, отвечающие особым образовательным потребностям детей на каждой ступени образования;

Материально-техническое обеспечению должно быть ориентировано не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в норме, необходимостью индивидуализации процесса инклюзивного образования. Специфика этого состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребенка с ОВЗ. Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.

Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса. Инклюзивное обучение требует координации действий, т.е. обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов общего и специального образования, специалистов системы сопровождения. Специалисты должны иметь возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных специалистов. Должна быть организована возможность регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector