0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенок в инвалидной коляске

Инвалидные коляски для детей

9 минут Ирина Смирнова 469

Дети-инвалиды с заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата часто оказываются запертыми в четырех стенах без возможности посещать лечебные учреждения, выставки, магазины, прогуливаться наравне с остальными людьми. Комфортное перемещение особого ребенка в пределах квартиры или на улице невозможно без специальных приспособлений. Современные детские инвалидные коляски решают эту проблему.

Рекомендации по выбору

Выбор транспортного средства для инвалида зависит от ряда условий:

  • особенности заболевания;
  • длительности нахождения в коляске;
  • веса и возраста инвалида;
  • использование дома или на улице;
  • способность складываться и помещаться в багажник машины;
  • наличие съемного блока – автомобильного кресла.

Детские инвалидные каталки рекомендованы в первую очередь для пациентов с ДЦП. Также их используют при других поражениях нервной системы и опорно-двигательного аппарата:

  • контрактуры в суставах;
  • спина бифида;
  • наследственные заболевания ЦНС.

По степени адаптации под нужды ребенка все коляски делят на базовые и активные. Базовые модели отличаются тем, что родители или медицинский персонал не смогут полностью подогнать коляску под нужды ребенка. Характеристики активных моделей легко изменяются в зависимости от текущих потребностей, что делает их более удобными в использовании, позволяет реже менять.

Модели для детей с ДЦП

С этим заболеванием рекомендованы коляски для домашнего и уличного использования. Модели должны отвечать следующим требованиям:

  • прочная спинка;
  • наличие фиксатора для головы;
  • единая подножка с регуляций по высоте;
  • оснащение абдуктором.

Для перемещения за пределами квартиры родители особого ребенка стараются подбирать коляски, внешне неотличимые от прогулочных моделей для здоровых детей. Они эстетически привлекательны и помогают избавиться от излишнего внимания окружающих.

Прогулочные коляски для детей-инвалидов должны иметь:

  • облегченную, но стабильную конструкцию;
  • возможность складывания для перевозки в машине;
  • страховочные ремни для надежной фиксации ребенка;
  • абдуктор;
  • козырек или капор для защиты от солнца.

Особенности конструкции и удобство эксплуатации

Большинство колясок изготавливают из алюминиевого сплава. Это уменьшает вес модели и позволяет одному человеку справляться с извлечением из дома, багажника авто, а также позволяет самостоятельно складывать средство. Спинки инвалидных колясок для детей могут иметь фиксатор под голову, боковые подушки для обеспечения определенного положения ребенка.

Стабилизацию тела обеспечивают ремни. В зависимости от возраста и потребностей применяют пятиточечную фиксацию или крепление типа «жилет». Регулировка высоты спинки позволяет кормить ребенка и укладывать спать непосредственно в самом реабилитационном средстве. Длительное нахождение в креслах-колясках предъявляет и особые требования к материалу посадочного места.

Производители выбирают дышащую нейлоновую ткань. Чехол делают съемным для своевременного избавления от загрязнений. Взрослые, осуществляющие уход, предпочитают модели с изменением ручек по высоте – это помогает с комфортом подстроить их под любой рост. Комнатные и уличные коляски отличаются внешним видом. Для домашних условий часто подбирают модели классического дизайна, для прогулки опекуны ребенка предпочитают коляски, не отличающиеся от таковых для здоровых детей.

Удобные прогулочные модели имеют задние колеса большего диаметра, чаще – пневматические. Это позволяет мягко транспортировать ребенка по неровной поверхности. В зависимости от возраста инвалида выбирают монолитную или раздельные подножки. Для самостоятельного перемещения ребенка со сниженной мышечной силой в верхних конечностях рекомендуют коляски с электроприводом.

Обзор популярных моделей

Коляски разных марок отличаются по техническим характеристикам, внешнему виду, стоимости. Прежде чем приобрести необходимое средство реабилитации, родители инвалида изучают ассортимент магазинов и уточняют, какие модели можно приобрести по ИПР. При необходимости транспортировки ребенка первого полугода жизни стоит обратить внимание на коляску-люльку OM 5 Streeter-Newborn с возможностью перевозки в салоне машины малышей-инвалидов категории 0+.

Коляска для дома и улицы с функцией автокресла

Модель ky 875 рекомендована для детей с ДЦП как для домашнего использования, так и для передвижения по улице. Литые колеса ограничивают ее применение только твердыми и ровными поверхностями. Возможно использование для ребенка с весом до 50 кг.

Особенности коляски позволяют адаптировать ее к активному образу жизни и нуждам конкретного инвалида:

  • складной каркас;
  • возможность использования в качестве автомобильного кресла;
  • тормоза на задних колесах;
  • изменение глубины, широты сиденья;
  • подбор высоты спинки;
  • монолитная съемная подножка для удобства посадки ребенка;
  • пятиточечные ремни с надежной застежкой;
  • наличие удобного подголовника.

Стоимость модели зависит от региона и составляет от 30000 рублей.

Уличная модель с хорошей базовой комплектацией

Коляска MyWam Mewa рекомендована для перемещения по улице. Для модели возможно использование литых или надувных колес. Для удобства она оснащена капюшоном, москитной сеткой, зонтом с креплением на ручке, сумкой для вещей, абдуктором с ремнями. Для зимнего использования у коляски есть чехол на ноги и рукавички для взрослого. Съемный блок легко отстегивается от колесной базы, используется в качестве автокресла.

Эта модель рекомендована для детей ростом от 90 до 120 см. Конструкция позволяет отрегулировать угол сидения, настроить правильное положение ребенка абдуктор с ремнями разводит ноги и стабилизирует таз. Благодаря пятиточечной фиксации ребенок не может выпасть из коляски. Колеса оснащены тормозами для предотвращения откатывания. Покупатели описывают эту модель как прочную и функциональную. Стоимость модели в Москве составляет около 79 000 рублей.

Модель, которую не придется часто менять

Детские прогулочные коляски Patron зарекомендовали себя как надежные и удобные технические реабилитационные средства для детей инвалидов. Они привлекают покупателей возможностью регулировки под нужды ребенка. Эти коляски растут вместе с пассажиром и могут служить для перевозки детей весом до 75 кг. Они имеют:

  • облегченный каркас типа трость из алюминиево-титанового сплава – легкость и долговечность;
  • наличие различных размеров изделия;
  • откидную спинку;
  • подножку, которую можно поставить под различным углом;
  • возможность стабилизации тела ребенка.

В линейке Патрон также представлены прогулочные модели для двух детей. Стоимость коляски этой марки колеблется от 50000 до 160000 рублей.

Стильная и компактная базовая коляска

Популярная модель Umbrella new – модификация снятой с производства базовой модели. Это изделие рекомендовано для всех категорий детей с поражениями нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Стильный внешний вид делает ее неотличимой от обычной прогулочной коляски, а облегченная конструкция рамы «трость» позволяет складывать до небольших размеров: 120*48*40 см и легко перевозить с собой.

Каталки Амбрелла рекомендованы для детей до 35 кг. Удобство эксплуатации заключается в возможности регулировать наклон спинки, подножку с ремнями для ребенка по высоте, наличие системы удерживающих ремней. В базовую комплектацию включены необходимые аксессуары: козырек, москитная сетка, дождевик, сумка, корзина, зимний мешок для ног ребенка.

Комфортная модель в 4 размерах

Рейсер-коляски, которые удобно использовать дома и на улице. Они представлены в 4 размерах и рекомендованы для детей от 35 до 90 кг и ростом от 120 до 160 см. Модели имеют регулировку спинки и подножки, оснащены абдуктором, для крепления используется пятиточечный ремень и 4-точечный «жилет». Задние колеса большего диаметра по сравнению с передними, для обеспечения комфорта перемещения, оснащены независимыми тормозами. Стоимость коляски находится в интервале от 75000 рублей до 90000 рублей.

Коляски по доступной цене

Среди бюджетных моделей известны механические кресла-коляски Армед. Приобрести их можно за 8000–14000 рублей. К особенностям таких колясок относят:

  • модели полностью складываются;
  • габаритные размеры в рабочем состоянии позволяют завозить их в лифт;
  • спинка принимает 2 положения для комфортного размещения ребенка;
  • для ступней есть раздельные поворотные подножки.
Читать еще:  Многодетные семьи марий эл

Каркас коляски сделан из алюминиевого сплава с порошковым напылением. Модели оснащены стояночными тормозами с удобным самостоятельным управлением, подлокотниками и ремнями для фиксации ребенка в области таза. В линейке Армед представлены модели с литыми колесами одного диаметра и пневматическими задними. Так, инвалид и его родственники могут выбрать удобную комнатную или уличную коляску.

Для транспортировки в автомобиле существует специальная модель. Она предназначена для использования у детей с весом до 36 кг. Внешне коляска выглядит, как автокресло на колесной базе. К достоинствам этого изделия относят возможность подобрать угол наклона спинки, высоту подголовника, удобные ремни фиксации, одинарная подножка с регулировкой по высоте, антиопрокидыватель, 2 вида тормозов.

При необходимости родители могут оснастить модель капюшоном, дождевиком, москитной сеткой, съемным столиком, чтобы использовать на прогулке.

Коляски с электроприводом

Для самостоятельного перемещения ребенка в возрасте 4+ рекомендуют модели, оснащенные электроприводом. Принципиальное различие таких кресел заключается в наличии аккумуляторной батареи с резервом питания до 40 км или нескольких часов эксплуатации в помещении и в мощности мотора. Управление осуществляют за счет джойстика, находящегося на подлокотнике. Модели с электроприводом рекомендованы детям с поражениями нижних конечностей, слабостью мышц рук.

Такие коляски обладают следующими характеристиками:

  • развивают скорость до 7 км/час;
  • возможен подбор высоты и угла наклона спинки, сиденья;
  • расположение подлокотников адаптируется по высоте и ширине;
  • оснащены пневматическими колесами, антиопрокидывателями;
  • для удобного расположения головы есть подголовник;
  • подножки регулируются по высоте;
  • есть ремни безопасности, указатели поворота, передние и задние фонари.

Приобретение коляски

Дети с инвалидностью могут получить коляску бесплатно при включении ее в список индивидуальной программы реабилитации (ИПР). Заключение о необходимости в этом техническом средстве реабилитации оформляет хирург или ортопед. Специалист укажет основные требования к модели, вид привода и тип управления. Стоит обратить внимание, что бесплатные коляски по ИПР не всегда могут подойти определенному больному.

Для получения необходимой модели родителям или опекунам следует обратиться с заявлением в фонд социального страхования. Возможно два варианта – выдача требуемой коляски или денежная компенсация при самостоятельной покупке и предоставлении чеков на товар. Длительность использования бесплатного технического средства реабилитации зависит от изменения роста, веса, ухудшения или улучшения его состояния.

В случае износа, неустранимой поломки коляски информацию о ее списании и замене также уточняют в соцзащите. Техническое средство списывают по акту и решают вопрос о выдаче нового. Детские инвалидные коляски помогают инвалидам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и нервной системы стать мобильными. Современные модели легко подстраиваются под нужды каждого конкретного ребенка. Родители или опекуны могут получить техническое средство бесплатно по индивидуальной программе реабилитации.

Электронный журнал о благотворительности

Филантроп

«Родить ребенка женщине в инвалидной коляске не так уж страшно»

В 2010 году, когда Наталья Присецкая основала в столице «Катюшу», 60 москвичек с физическими ограничениями стали матерями. Об организации, помогающей родителям-инвалидам, а также о проблемах таких людей «Филантроп» поговорил с самой Натальей и с акушером-гинекологом Юлией Ильютой.

Самое трудное после перенесенной травмы или болезни – принять себя в новом статусе, статусе человека с ограниченными возможностями. Иной раз на это может уйти вся жизнь, полная внутренней борьбы. И лишь относительно немногим удается отвлечься от собственных драматических переживаний и посмотреть на мир с широко открытыми глазами. В полном смысле слова написать свою историю с чистого листа.

Травма позвоночника поделила жизнь Натальи Присецкой на две неравные части. Но трагедия не сломала женщину. Она успешный экономист, известный общественный деятель, создатель региональной общественной организации помощи матерям-инвалидам «Катюша». А главная ее роль сегодня – роль счастливой жены и молодой мамы. Эти ипостаси не противоречат, а дополняют друг друга.

Наталья Присецкая с мужем Александром

– На самом деле мне очень сильно повезло, – признается Наталья. – Во время беременности и после рождения ребенка за мной наблюдали хорошие врачи, меня поддерживала семья и многие другие люди. Вообще, у нас обычная московская семья. Мама, папа, ребенок – первый, желанный очень. С мужем Александром мы познакомились… Это была смешная такая история. У меня дома сломался компьютер. Зашла на специализированный сайт и попросила о помощи, откликнулся Александр, мы встретились. Ну а через некоторое время решили создать семью.

Но не всем так повезло. О проблемах инвалидов знаю не понаслышке, поскольку одиннадцать лет работала в региональной общественной организации инвалидов «Перспектива». Участвовала и руководила более чем 30 проектами в десятке регионов России. Последние два – вовлечение инвалидов в миротворческую деятельность на Северном Кавказе и в занятия спортом.

Потом ушла в декретный отпуск в связи с рождением дочки. И вот, когда Катя появилась на свет, мне пришла в голову идея создать организацию, которая помогала бы родителям – мамам и папам с ограниченными возможностями. И тем инвалидам, которые только собираются стать родителями. РОО «Катюша» открылась в июле 2010 года.

Главные проблемы: информация, законодательство, инфраструктура

Наша основная цель сегодня – рассказать общественности о том, что есть такая группа людей, кстати, довольно многочисленная, — продолжает Наталья. — Недавно в стране прошла перепись населения под лозунгом «России важен каждый». Мне кажется само собой разумеющимся, что нужно думать обо всех женщинах, которые хотят стать мамами. Женщины с ограниченными возможностями могут, хотят, и делают это!

Активист «Катюши» Ольга с дочерью Настей

Необходимо как можно больше говорить о том, что есть такая группа людей, что она нуждается в поддержке со стороны государства и общества. На самом деле у нас никаких особенностей нет, с точки зрения биологии все как у всех. Могут задать вопрос: зачем рожаете, нищету плодите и что-то еще. Мне кажется, в ответ должна быть продуманная политика государства, направленная на то, чтобы поддерживать любую женщину независимо от финансового положения, от социального статуса в ее желании родить стране здорового ребенка.

Еще среди наших основных задач – внедрение законодательных инициатив. В отечественном законодательстве существуют огромные пробелы, в частности по отношению к смешанным семьям. Выходит так, что если мама – инвалид, а папа – нет, то для таких семей дополнительных мер поддержки со стороны государства не существует. Например, они не входят в список подопечных для социальных служб.

Согласитесь, это очень похоже на дискриминацию. Например, Москве далеко еще до создания безбарьерной, и мама-инвалид не может самостоятельно отвести ребенка в детский сад в школу, встретить его и т.д. Хорошо, если есть бабушки, дедушки и другие родственники, которые могут помочь. А так папа должен всем этим заниматься и соответственно меньше работать, хуже обеспечивать семью.

19 августа 2011 года на совещании у премьер-министра я подняла эти вопросы. Владимир Владимирович распорядился подготовить критерии статуса «Родители (матери) с инвалидностью». И это очень важный шаг вперед. Мы уверены, что в самое ближайшее время такой статус начнет действовать, и родители с инвалидностью получат дополнительные меры социальной поддержки.

Инфраструктура — еще одна проблема. Да, в Москве сейчас много делается для создания доступной среды для людей с инвалидностью. Но, к сожалению далеко не все, а ведь это не просто удобство, а вопрос жизни и здоровья матери и будущего ребенка. Приведу пример из личного опыта. В свое время мне нужно было попасть в перинатальный центр, но прежде пришлось преодолеть лестницу. Конечно, люди помогли, но представьте, если бы меня уронили или же произошел резкий толчок. Это же очень опасно, особенно на большом сроке беременности.

Читать еще:  Положена ли земля за третьего ребенка

Что касается медицинской инфраструктуры. В Москве есть условия для поддержки женщин с инвалидностью на базе Центра планирования семьи и репродукции под руководством профессора Марка Аркадьевича Курцера. Там по договоренности с обществом инвалидов женщина может пройти обследование, получить необходимую поддержку. Но, согласитесь, один центр в столице – это мало для такого большого мегаполиса. При этом все же ощущается острая нехватка специального оборудования. Например, сейчас сделать флюорографию человеку на коляске практически нереально. Обычную флюорографию, которую человек должен делать раз-два в год.

Помощь через интернет

— Наша организация еще очень молодая. Естественно, я не одна все это делаю, помогают девушки-волонтеры – все, как и я, в основном заняты воспитанием детей, а свободное время отдают общественной работе.

Уже сейчас к нам можно обращаться за консультацией и помощью через интернет: есть сообщество в Живом Журнале, сама я веду блоги в социальных сетях.

Кроме того, мы готовим свой информационный ресурс, где будем освещать темы беременности женщин с инвалидностью. Будут консультации юристов, врачей-педиатров и акушеров в режиме онлайн. В планах очные консультации специалистов: врачей, юристов и психологов.

Активист «Катюши» Оксана с дочерью

И, конечно же, личные истории. Например, у меня есть знакомая колясочница, которая родила троих детей и чувствует себя вполне счастливой. Мне кажется, очень важно рассказывать такие истории, чтобы врачи, государственные служащие видели, что мы не какая-то абстрактная социальная группа, а живые люди.

По своему опыту и по примеру очень многих знакомых я могу сказать, что родить ребенка женщине в инвалидной коляске не так уж страшно, как может показаться сначала. Тем более, если есть поддержка семьи, друзей. Даже просто моральная поддержка уже помогает.

Да, тяжело: есть сложности с тем, чтобы ходить на молочную кухню в поликлинику. Но все решаемо. Хочу сказать всем: это не так страшно – рожайте! Время очень быстро проходит, все трудности забываются, но когда вы обнимаете своего ребеночка, то понимаете, что он – самое главное что есть на свете. Всем трудно, так или иначе, все как-то приспосабливаются, живут, рожают. Тут главное не бояться!

Юлия Ильюта, акушер-гинеколог: У ребенка «особенных родителей» столько же шансов вырасти благополучным, как у любого другого

– Каждая семья уникальна, любые попытки обобщения схематичны,- говорит акушер-гинеколог Юлия Ильюта. – Поэтому коснуться мы можем только самых общих моментов.

Главное, что я хотела бы сказать: рожать или не рожать ребенка может решить только семья. Врачи дают рекомендации, но принимать решение – дело родителей. Ни о каких «направлениях на аборт» или «запрещениях рожать» речи идти не должно.

В идеале, любая семья должна подходить к вопросу планирования беременности ответственно. В семьях, где один или оба родителя инвалиды, этот вопрос может иметь свои особенности. Во многих случаях наличие инвалидности – не препятствие, но повод задуматься и что-то предпринять.

В первую очередь обычно обсуждается вопрос – передается ли заболевание по наследству. Стоит проконсультироваться с генетиком и взвесить шансы. Но даже в случае высокого риска повторения у ребенка патологии, родители могут принять решение рожать. Вероятность такого выбора велика в тех семьях, где родители, реализованы и не видят особенной проблемы в том, что и у ребенка будет то же заболевание.

Кроме генетики, нельзя не учитывать еще несколько моментов:

  • Каков риск, что ребенку в утробе матери повредит ее заболевание и получаемое ею лечение. Если есть возможность что-то изменить – например, заменить препараты, потенциально опасные для ребенка, снизить дозировку, перейти на немедикаментозную терапию – стоит сделать это заблаговременно. Если заранее не получилось – то при первой возможности.
  • Не усугубится ли заболевание матери во время беременности и родов настолько, что жизнь ее существенно сократится. При некоторых заболеваниях женщина может выносить и родить здорового ребенка, но вскоре после родов погибнуть сама.
  • Справится ли семья самостоятельно с воспитанием ребенка. Если физические возможности родителей существенно ограничены, стоит привлечь помощников.

В связи с рождением детей у родителей-инвалидов часто обсуждается вопрос психологической травмы ребенка — ведь он растет в семье, непохожей на другие.

На мой взгляд, проблема несколько надумана. В любящей семье, где родители ответственно подходят к воспитанию, у ребенка «особенных родителей» столько же шансов вырасти благополучным, как у любого другого.

Чтобы повысить шансы удачного исхода, любой семье к беременности и к родам стоит готовиться – и физически, и психологически. Материнство и отцовство потребует больших душевных и физических сил.

Укрепляйте здоровье, насколько это возможно – гимнастикой, плаванием, прогулками, приятным общением и полезным чтением. Узнайте все о своем заболевании и особенностях беременности при нем. Найдите врача, который поможет вам скорректировать лечение и будет вести беременность. Если есть возможность – идите на хорошие курсы для беременных, обязательно послушайте лекции – даже если вам не потребуется информация о том, как дышать во время схваток (если родоразрешение возможно только путем кесарева сечения), узнать о питании во время беременности, физиологии и психологии младенца, грудном вскармливании будет очень полезно. Да и погрузиться в атмосферу ожидания ребенка, войти в новый круг общения – бесценный опыт.

Школьник в инвалидной коляске. Дело не только в пандусе

В обычных средних школах Тюменской области обучается более пяти тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. Около пятисот из них занимаются в специальных классах, более двухсот — на дому по коррекционной программе. Более тысячи детей учатся в школе по гибкому графику обучения — в зависимости от состояния здоровья.

Как убрать помехи?

Устранение физиологических барьеров влечет за собой устранение барьеров социальных, которые в любом демократическом обществе исключены. Инвалид или человек с ограниченными возможностями здоровья не должен испытывать никаких неудобств с передвижением по городу, проблем с работой или образованием. Только в этом случае он будет чувствовать себя равным.

Инклюзивное образование (совместное обучение обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) — первый шаг на пути к преодолению социальных преград. Но, как известно, первый шаг самый тяжёлый, и не всегда его хочется делать. «Как правило, обучение на дому — мера вынужденная, — говорит заместитель директора областного департамента образования и науки Людмила Чеботарь. — При такой форме ребёнок, конечно, получает необходимый стандарт знаний. Для него разрабатывается индивидуальная программа обучения с учётом медицинских показаний. Это позволяет учиться без стрессов, но такой ученик имеет гораздо меньше возможностей проявить себя в коллективе, полноценно развиваться как личность. Совместное обучение, бесспорно, способствует лучшей адаптации детей-инвалидов к социальной среде. Однако для того, чтобы инклюзивное образование было доступно в полной мере, необходимо не только привлечение в школы специалистов, создание материальных условий, безбарьерной среды обучения (пандусы, поручни и т.д.). Нужна готовность к этому общества, готовность детей, родителей, педагогов».

Читать еще:  Оплата больничного на ребенка

Пытка для инвалидов?

Готово ли родительское сообщество к тому, чтобы с их здоровыми детьми обучались дети с ограниченными возможностями здоровья? Мы задали этот вопрос мамам будущих первоклассников.

«Я бы не возражала, если в одном классе с моей дочерью учились бы ребята-инвалиды, — говорит Елена, мать шестилетней Лизы. — Если у ребёнка всё в порядке с психикой, то почему он не может обучаться в обычной школе? Какой от этого вред другим детям? Только вот изготовлением пандусов и покупкой необходимого для таких учеников оборудования должно заниматься государство, а не родительский комитет. Тогда всё будет справедливо и правильно».

Вполне возможно, в одной школе с Лизой будут учиться дети-инвалиды, только вот кто они, люди с ограниченными возможностями, девочка не знает. Видимо, объяснять «в случае чего» родителям придётся на месте. «Я бы смогла найти правильные слова, чтобы мой ребёнок относился к таким одноклассникам нормально, не смеялся бы над ними, не конфликтовал», — уверяет Лилия Балыбердина.

С родителями, уверенными в моральных принципах своих детей, спорят нынешние старшеклассники и выпускники вузов. «Если к здоровым подросткам в классе не всегда нормальное отношение, то что же будет с инвалидами? Конечно, такие дети не должны чувствовать себя «другими», они имеют точно такие же права, как и остальные, но ведь нет гарантии, что ребёнок-инвалид попадёт в нормальный и дружный класс», — беспокоится восьмиклассница Аня Собенина. «В таких школах, где вместе со здоровыми детьми обучаются инвалиды, должен быть очень сильный преподавательский состав. Иначе детям будет сложно понимать друг друга. Давно известно, что дети злые», — добавляет выпускница вуза Маша Помазанова.

«Когда я учился в младших классах, в старших учился инвалид, — говорит Дмитрий Новиков, выпускник салехардской школы. — Классы и коридоры не были специально оборудованы, подниматься по лестнице ему помогали одноклассники. Сейчас же в школе царит полное неуважение детей друг к другу, насилие и жестокость».

Получается, что сами школьники не хотели бы для инвалидов такой пытки — учиться со здоровыми детьми в обычной школе. Мнение детей не всегда объективно — они судят по себе, но есть что-то глубоко человеческое в этих опасениях.

Своя школа

Человек с ограниченными возможностями здоровья — это более корректное определение инвалида, принятое в обществе. По сути эти два понятия равнозначны. Однако ограничения могут быть разными. Ребёнок, оказавшийся в инвалидной коляске по причине травмы, и ребёнок, у которого с рождения наблюдаются отклонения в здоровье, имеют разные социальные статусы в обществе. Если колясочник еще может чувствовать себя в обычной школе нормально, то слабослышащий или слабовидящий ученик вряд ли когда-нибудь станет своим в коллективе, потому как отношение к нему преподавателей и одноклассников априори будет особенным.

Дети-инвалиды, обучающиеся в тюменской коррекционной школе № 2, на уроки ходят с удовольствием. В группах по десять человек — индивидуальный подход обеспечен каждому. Родители не нарадуются на внимательных учителей и боятся только одного, что школу закроют. В следующем году в ней планируют провести капитальный ремонт, а это значит, что ученики будут переведены на домашнее обучение или отправятся в обычные средние школы.

Юля Широкова уже пять лет учится во 2-й школе, у нее детский церебральный паралич. Здесь её научили читать, писать левой рукой. Вместе с Юлей обучение по программе социально-бытовой адаптации проходят тридцать детей. У многих из них серьёзные проблемы с произношением, кому-то сложно даётся чтение, кто-то пишет с трудом. «Наших детей нельзя отдавать в обычные школы — там над ними будут смеяться, их никто не поймёт, — считает Светлана Николаевна, мама Юли. — Ни в одной средней школе города учитель не станет тратить дополнительное время на объяснение материала, не станет ждать, пока моя дочь допишет очередную строчку, не станет слушать невнятную речь больного ученика».

Взрослый взгляд

Пока родители боятся, а дети сомневаются, проблема инклюзивного образования действительно решается. Члены президиума правительства Тюменской области уже утвердили комплексную программу «Основные направления реабилитации инвалидов Тюменской области на 2010-2012 годы». Программа была разработана для того, чтобы интеграция инвалидов в общество проходила более эффективно. Для этого государству необходимо обеспечить беспрепятственный доступ таких граждан к объектам социальной и транспортной инфраструктуры. Полный доступ к услугам в сферах воспитания, образования и занятости должны получить «особые» дети.

Практика показывает, что решить вопросы организации образовательного процесса для детей с особыми запросами возможно только в ситуации, когда и детский, и взрослый коллектив школы действительно способен безоговорочно принять детей с психофизическими особенностями в свою среду такими, какие они есть. Если каждый из нас в меру своих возможностей будет прилагать все усилия, чтобы создать равные полноценные условия для обучения и развития детей независимо от состояния их здоровья, то инклюзивное образование станет нормой нашего общества.

Веб-дистанция между учеником и учителем

Дистанционное образование — это ещё одна альтернативная форма обучения детей-инвалидов. Сегодня дистанционное образование набирает популярность. Самый большой плюс такой формы обучения — эффект присутствия.

С помощью веб-камеры ученик в режиме он-лайн отвечает на вопросы учителя, как и его одноклассники. Он принимает участие в обсуждении темы, может спрашивать, комментировать материал. Конечно, не весь учебный год ученик проводит один на один с компьютером. В соответствии с состоянием здоровья и требованиями программ учителя по-прежнему определённую часть учебного материала преподают, приходя на дом, — это тоже часть обучения.

С использованием дистанционной формы в Тюмени уже обучаются 45 детей. Областной департамент образования и науки планирует в ближайшее время ввести такую технологию в Тобольске, Ишиме, Заводоуковске, Ялуторовске, Тюменском районе. В этом процессе многое зависит от потенциала учителей, от воли и возможностей муниципальных органов образования. В перспективе любой ребёнок, обучающийся по состоянию здоровья на дому, сможет выбрать для себя дистанционную форму.

Что в итоге?

Безбарьерная среда для инвалида — не только пандусы и поручни, но и отсутствие страха перед здоровым обществом. Ещё совсем недавно инвалиды не могли себе представить, как это — обучаться совместно со здоровыми детьми, а теперь общаются с педагогами и сверстниками с помощью веб-камеры прямо на уроках. По другую сторону монитора за партами сидят дети, которым ещё предстоит многое понять о мире, где есть место разным людям. Всего несколько шагов отделяют ребенка-инвалида от обычной средней школы, но ведь первый-то шаг, самый сложный, уже сделан.

Устранить физические барьеры для инвалидов во всех российских школах в одночасье невозможно, как невозможно и моментально подготовить взрослых и детей к появлению в школах «особых» учеников. Однако пора меняться! Пора делать так, чтобы ребёнок, увидев ровесника в инвалидной коляске или малыша с характерной для ДЦП походкой, не испытывал ни удивления, ни страха. А для начала с такими эмоциями должны справиться сами взрослые.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector