0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нозологические группы инвалидов

Нозологические группы инвалидности

8 минут Ирина Смирнова 10611

Инвалидность, если исходить из разнообразия нарушений физического или психического здоровья, понятие довольно объемное. Описать особенности людей с ограниченными возможностями, не используя специальной классификации, весьма сложно. Поэтому для организации помощи, адаптации и реабилитации (медицинской и социальной) принято разделять таких пациентов на определенные категории, называющиеся нозологические группы инвалидов (НГИ).

Понятие нозологической группы инвалидности

НГИ подразумевает под собой классификацию, согласно которой люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) подразделяются на категории, характеризующие их отклонение. Понятие состоит из двух слов, то есть это производное от «нозология» или наука о болезнях (в переводе с древнегреческого νόσος «болезнь» + λόγος «учение, слово») и инвалид (от латинского in – «не» + validus – «сильный»).

Под термином инвалидность подразумевается состояние человека, характеризующееся физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными отклонениями, ведущими к нарушению либо ограничению его жизнедеятельности. Нозология, в свою очередь, полностью описывает заболевание – его отличие от здоровья, причины и механизмы возникновения, особенности типичных проявлений и поражения органов, а также выздоровления и смерти.

Из всего вышеописанного следует, что нозологическая группа инвалидов – это совокупность людей, имеющих схожие признаки патологии или родственные заболевания. Кроме того, при работе с такими пациентами обязательно следует учитывать и классификацию инвалидности по тяжести проявлений, что является важным при разработке терапевтических и социально-адаптивных мероприятий для них.

В медицинской практике людей с ОВЗ принято разделять на 2 основные группы и 3, отличающиеся по степени выраженности присутствующей симптоматики. Так, к первым двум относятся врожденная инвалидность, причиной которой стало аномальное развитие плода в утробе матери либо родовая травма, и приобретенная – возникшая после рождения на фоне повреждения или заболевания.

ВТЭК или врачебно-трудовая экспертная комиссия у взрослых выделяет 3 следующие группы:

  • 1-я – устанавливается больным, абсолютно утратившим трудоспособность, и нуждающимся в постоянном уходе;
  • 2-я – присваивается пациентам с менее тяжелым состоянием, способных себя обслуживать, но не имеющих возможности осуществлять трудовую деятельность в стандартных производственных условиях;
  • 3-я – устанавливается людям, которые в состоянии работать в обычных производственных условиях в их облегченном варианте.

Ограничения функциональности инвалидов принято разделять по категориям, связанным с отклонениями деятельности той или иной системы. К ним относятся нарушения:

  • двигательной (статодинамической) функции;
  • сенсорной – зрения, обоняния, слуха, осязания;
  • психической – мышления, восприятия, памяти, внимания, речи, воли и эмоций;
  • кровообращения, дыхания, выделения, обменных процессов, пищеварения и внутренней секреции.

Данное разделение инвалидов на различные группы является одним из самых емких и потому обширных. Благодаря ему, врач, увидев такую пометку в любом бланке, может получить приблизительную картину состояния пациента на текущий момент.

Нарушение зрения

Эта патология относится к сенсорным отклонениям, и является одной из основных разновидностей заболеваний, способных стать причиной получения группы инвалидности. По степени нарушения зрения выделяют несколько категорий пациентов:

  • Слепые – больные с абсолютной потерей зрительных ощущений либо люди со светоощущением, то есть они неспособны видеть очертания объектов, а имеют возможность различать лишь присутствие света. Такая группа пациентов, в свою очередь, классифицируется на две степени: 1 – полная утрата зрительной функции и 2 – практическая слепота со светоощущением, и способностью видеть силуэты объектов.
  • Слабовидящие – инвалиды, которым качество зрения дает возможность различать объекты, но при этом нечетко видеть их контуры.

Снижение качества зрения, в большинстве случаев сопровождается нарушением формирования пространственных образов, осуществления саморегуляции и самоконтроля, а также ухудшением точности движений тела и его координации. Кроме этого, отмечается изменение осанки, появление плоскостопия, и нередко слабость дыхательных мышц.

Сопутствующими патологиями при нарушении зрения, как правило, являются неврозы, болезни органов сердечно-сосудистой и дыхательной системы, и расстройства метаболических процессов. И также может наблюдаться снижение слуха, общее недоразвитие речевой функции, быстрая утомляемость, ДЦП (детский церебральный паралич) и иногда ММД (минимальная мозговая дисфункция).

Патологии слуха

Инвалиды со снижением качества слуха бывают: глухие (полная утрата слуховой функции) и слабослышащие. Глухие лишенные речи – это пациенты с врожденным отсутствием данного сенсора либо утратившие его в раннем детстве.

К глухим, но при этом имеющим речь в определенной степени, относятся пациенты, потерявшие слух в более позднем возрасте. Вследствие врожденной утраты слухового сенсора довольно часто развиваются патологические изменения функционирования вестибулярного аппарата, пространственной ориентации, ухудшается осанка. Кроме этого, формируется глухонемота и задержка в развитии способности к прямостоянию.

На фоне подобных нарушений, как вторичные патологии отмечаются психические отклонения – отставание функции мышления, проблемы с общением, скудность эмоций и плохая память. Слабослышащие, или люди с частичной утратой слуховой возможности, но при этом сохранившие речь, не испытывают трудностей, связанных со снижением умственных способностей.

Нарушение интеллекта

В основе признаков данной группы лежит недоразвитие различных аспектов психической функции: познавательных процессов, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сферы и т. д. Ведущая роль в отклонениях психики отводится задержке развития познавательной способности, типичной характеристикой которой считается умственная отсталость.

Интеллектуальная отсталость – это неполноценное формирование психических процессов либо их задержка, что в основном проявляется снижением способностей, характерных для определенного периода созревания. К ним относятся социальные, когнитивные, речевые и моторные способности, которые в результате составляют базовый фундамент личности, и дают возможность для дальнейшего развития.

У человека с патологическими отклонениями умственного развития практически всегда наблюдается расстройство познавательной активности. Снижается скорость и интенсивность нервных процессов, качество высших психических функций, а также нарушается аналитико-синтетическая деятельность. На фоне данных отклонений нередко формируется дисплазия (патологическое изменение клеток).

Начинаются проблемы с костной тканью, осанкой, развивается деформация скелета, стоп, что, в общем, характеризуется как физическая дисгармоничность сопровождающаяся нарушением координации движений. Кроме этого, у таких пациентов отмечаются прочие сенсорные аномалии, заболевания внутренних органов, врожденные пороки сердца и эндокринные патологии.

У детей с умеренной формой умственной отсталости в 90–100% наблюдается моторная недостаточность, страдает темп, точность и согласованность движений. Они неуклюжи, медлительны, и имеют недостаточно сформированные механизмы бросков, бега и прыжков.

Изменения со стороны опорно-двигательного аппарата (ОДА)

Заболевания ОДА, способных привести к получению группы инвалидности, подразделяют на три вида:

  • Патологии нервной системы – полиомиелит, ДЦП.
  • Врожденные аномалии – вывих бедра, кривошея, артрогрипоз (врожденное уродство). Деформации и дефекты верхних и нижних конечностей – косолапость, аномалии развития пальцев стопы и кисти.
  • Приобретенные болезни и повреждения – патологические изменения в результате травмы головного или спинного мозга, рук, ног, патологии конечностей, полиартрит, системные болезни скелета.
Читать еще:  Помощь в оформлении инвалидности

У пациентов с группой инвалидности по нарушению функционирования ОДА ведущим является дефект данной системы – недоразвитие, патология либо потеря тех или иных двигательных способностей. При заболеваниях ОДА церебрального происхождения, происходит снижение опороспособности, нарушение равновесия, координации, ориентировки в пространстве, вертикальной позы, макро- и микромоторики.

Зачастую диагностируется остеохондроз, остеопороз, контрактуры, мышечная гипотрофия и дисгармоничность физического развития. Кроме этого, присоединяются заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой системы, а также патологии внутренних органов. Нередко отмечается снижение качества зрения, слуха и интеллекта, что в результате ведет к низкой работоспособности.

При патологиях ОДА спинального происхождения диагностируется частичная либо абсолютная потеря чувствительности, движений, расстройство функционирования органов таза. Развиваются вегетативные дисфункции, образуются пролежни. Достаточно часто возникает остеопороз.

При поражении верхнего отдела (шейного) наблюдаются дыхательные и ортостатические нарушения. Развитие вялого паралича сопровождается мышечной атрофией, спастического – снижением подвижности суставов, появлением контрактур, повышением мышечного тонуса.

При патологиях ОДА в результате врожденных пороков либо ампутации утрачивается нормальная опороспособность и ходьба (при потере ног), осанка, координация движений, а также способность поддержания вертикальной позы. Зачастую при таких изменениях отмечается уменьшение сосудистого русла и массы тела.

В целом данные патологии сопровождаются дегенеративными изменениями костной и нервно-мышечной ткани, расстройством регуляторных механизмов, контрактур. Возникают дисфункции дыхания, кровообращения, пищеварения обменных процессов, в результате чего снижается работоспособность. Кроме всего вышеперечисленного, нередко присутствуют фантомные боли, доставляющие значительный дискомфорт пациентам.

Одним из видов поражения ОДА, ведущих к инвалидности являются насильственные движения или непроизвольные двигательные реакции (к примеру, тремор верхних конечностей). Они создают большие помехи для выполнения произвольных движений, и затрудняют овладение многими навыками двигательного аппарата.

Особенности работы с детьми разных нозологических групп.
презентация по коррекционной педагогике на тему

Дети с нарушением слуха (I-II) вид.

Дети с нарушением зрения (III-IV) вид.

Дети с нарушением речи (V) вид.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (VI) вид.

Дети с умственной отсталостью (VII) вид.

Дети с расстройством аутистического спектра (VIII) вид.

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_gmo_26.10.18.pptx 1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Понятие «дефект», «нозологическая группа», «сочетанные формы». Характеристика нозологических групп. Семьянова Татьяна Евгеньевна, учитель-дефектолог

«На вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания, — Я.А.Каменский отвечает: из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека . Если эти люди обладают человеческой природой, то они имеют право и на участие в образовании. И даже в большей степени в силу необходимости внешней помощи, так как природа из-за внутреннего недостатка не может помочь себе сама».

Всеволод Петрович Кащенко Годы жизни: 21.03.1870 – 30.11.1943 Чем известен: выдающийся педагог и дефектолог

В 1997 году ВОЗ разработала обновленную классификацию понятий и выделила категории следующим образом : Биологическая категория – дефект – понятие, включающее органические и функциональные нарушения, относящиеся к медицине: анатомии и физиологии ; Активность – ограничение активности, степень возможности вести самостоятельную, независимую жизнь, относится к сфере психолого-педагогических наук. Возможности и ограничение социальной включенности показывают, как нарушение здоровья влияют на участие человека в разных аспектах жизни общества, относится к сфере социальных наук .

Понятие « дефект» Включает постоянную или временную утрату психической, физиологической или анатомической структуры или функции, а также отклонение от нее . Нозология Учение о болезнях; под нозологической единицей подразумевается отдельное заболевание.

Нозологические группы 1. Дети с нарушением слуха ( I — II ) вида. 2. Дети с нарушением зрения ( III — IV ) вида. 3. Дети с нарушением речи ( V ) вида. 4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата ( VI ) вида. 5. Дети с умственной отсталостью ( VII ) вида. 6. Дети с расстройством аутистического спектра ( VIII ) вида.

Сложный дефект (сочетанные нарушения) — сочетание двух и более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности воспитания и обучения ребенка. Например: одновременные нарушения зрения и слуха, зрения и речи, слуха и моторики и т. д. Известный дефектолог Валерий Н иколаевич Чулков выделяет три основные группы детей с сочетанными нарушениями: дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития: слепоглухонемые дети; умственно отсталые глухие; слабослышащие с задержкой психического развития (первичной); дети, имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха (так называемый «осложненный» дефект); дети с множественными нарушениями (три и более первичных нарушений, выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка): умственно отсталые слабовидящие глухие дети. Дети с указанными выше сочетанными нарушениями составляют в среднем 40% контингента специальных образовательных учреждений.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имп.

В настоящее время социальная и образовательная деятельность направлена на развитие, а при его затруднении, на психологическую коррекцию личности ребенка. При этом практика оказания.

консультация для педагогов.

Обобщение опыта на семинаре — практикуме для воспитателей «Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах&raquo.

Педагогический совет «Организация и эффективность оздоровительно – коррекционной работы с детьми разных возрастных групп&quot.

laquo;Особенности восприятия цвета детьми разных возрастных групп&raquo.

Знакомство с темой межрайонного проекта « Колыбельные разных народов».

Общая характеристика обучения молодых людей с инвалидностью разных нозологических групп

Рассмотрев особенности организации образовательной среды и учебного процесса для студентов с ОВЗ и инвалидностью с разными видами нарушений, выделим особенности организации инклюзивного образования в системе высшего образования для всех категорий инвалидов. Для студентов с ОВЗ и инвалидностью независимо от вида нарушения необходим здоровьесберегающий подход в образовании, включающий отбор учебного материала и уменьшение его объема для изучения; дозирование учебной нагрузки; уменьшение объемов домашних и аудиторных заданий; постоянный контроль знаний в течение периода обучения с возможностью отмены итоговых зачетно-экзаменационных мероприятий; возможность индивидуального опроса.

К общим чертам инклюзивного образования стоит отнести то, что у студентов с особыми образовательными потребностями нет необходимости подстраиваться под существующую образовательную систему, наоборот, должны быть созданы условия и подходы, отвечающие возможностям каждого учащегося. В настоящий период сектор высшего образования для учащихся с инвалидностью и ОВЗ представлен учреждениями специального образования, образовательными учреждениями, имеющими на своей базе центры обучения лиц с различными видами инвалидности, а также вузами, имеющими инклюзивную ориентацию. При этом большая часть вузов имеет ограниченные условия или не имеет их вообще для приема и обучения студентов с инвалидностью. Выделенные группы лиц, имеющих отклонения по зрению, слуху, нарушения ОДА, а также сложные дефекты, нуждаются в особой поддержке со стороны образовательного учреждения и учете этого при организации учебного процесса: педагогических технологиях, средствах обучения, методах и приемах педагогической работы с учетом особенностей формы отклонения.

К психолого-педагогическим аспектам инклюзивного образования относится вопрос организации социокультурной среды в вузе для лиц с ОВЗ и инвалидностью, который был рассмотрен в параграфе 4.2. Отметим, что социокультурная среда учебного учреждения при обучении лиц с отклонениями должна включать в себя создание благоприятного эмоционального климата при образовательном процессе, поддержание духа сотрудничества и взаимопомощи, осознание и принятие особенностей и индивидуальности каждого студента, позитивную мотивацию к учебе, общению, участию во внеучебной деятельности. Этому способствуют правильно построенный процесс адаптации, четкий регламент и организация учебных занятий, а также проведение различных совместных внеучебных мероприятий (олимпиад, конференций, экскурсий, поездок, КВН, концертов, поэтических вечеров, работу кружков и клубов). Это сближает учащихся в ходе неформального общения и улучшает их позиции в студенческом коллективе.

Для приспособления учебного процесса к особым образовательным потребностям учащихся с различными нозологиями необходима адаптация учебных программы. Примерами такой адаптации являются:

  • • вариативные учебные планы и программы;
  • • вариативные схемы обучения, учитывающие индивидуальные особенности, потребности и возможности студентов из числа инвалидов;
  • • введение предметных коррекционных курсов по фундаментальным дисциплинам в течение первых трех лет обучения (в учебных часах — по убывающей);
  • • введение в образовательную программу дисциплин, обеспечивающих в дальнейшем профессиональную интеграцию инвалидов на рабочих местах;
  • • увеличение сроков освоения образовательной программы (в соответствии с действующими нормативными правовыми актами);
  • • поддержка образовательного процесса — организационная, реабилитационная, информационная, техническая, кадровая — в виде специальных и дополнительных услуг;
  • • формирование инфраструктуры университета как универсальной среды;
  • • предоставление специальных технических средств обучения и технических средств реабилитации, которыми оборудованы автоматизированные рабочие места студентов и преподавателей [1] .

В вузах чаще всего применяются следующие формы организации целостного педагогического процесса: фронтальная, групповая, парная и индивидуальная. При фронтальной форме недифференцированное задание дается всей группе, и все учащиеся участвуют в опросе. При групповой работе «каждая группа коллективно решает одну проблему, совместно овладевает общей темой, результаты работы зависят от общих сложенных усилий» [2] . В функции преподавателя входят постановка задачи перед группой, проведение инструктажа, наблюдение за деятельностью учащихся, коррекция и оценивания их работы. Группы обычно включают от трех до пяти членов. Видом групповой формы является парная форма обучения, при которой образуются группы по два человека (например, при обучении иностранным языкам для диалогового общения между студентами). При индивидуальной работе каждый обучающийся «включается в учебный процесс по заданию и под контролем» преподавателя или по своему желанию, а также в меру своих возможностей и способностей.

Как можно заключить:

  • • для слабослышащих и глухих студентов подходят групповая и индивидуальная формы обучения, при фронтальной форме они могут не воспринять учебную информацию полностью и дать недостаточный ответ. Допускается использование любых методов обучения, но с учетом вида нарушения и дополнительными техническими средствами, увеличивающими степень восприятия и наглядность;
  • • для студентов с нарушениями зрения подходят индивидуальная и групповая формы обучения, фронтальный вид организации учебного процесса нежелателен, так как не учитывается дифференциация возможностей учащихся. Возможно применение неинтерактивных и интерактивных методов обучения с использование специальных технических средств и возможностью дополнительного внимания к этим лицам;
  • • для студентов с нарушениями ОДА и другими физическими нарушениями подходят все формы обучения, однако различные подвижные задания для них невозможны. Есть возможность применять любые методы обучения;
  • • для учащихся со сложными, комбинированными дефектами не подходят фронтальная и групповая формы обучения, им нужно индивидуальное внимание преподавателя, возможность дополнительного объяснения материала, применения традиционных и специальных методов обучения. Интерактивные методы могут использоваться ограниченно. Обучение должно быть организовано с учетом выраженности того или иного дефекта при помощи специальных средств обучения и с участием вспомогательных лиц — сурдо- и тифлопереводчиков, тьюторов, возможно, родителей или лиц, их замещающих.

При внедрении инклюзии в массовое образование важно учесть необходимость включения в учебный план некоторых специальных и коррекционных дисциплин для учащихся с ОВЗ и инвалидностью, в которых учтена специфика их дефекта и особые образовательные потребности.

Другим специфическим аспектом при реализации инклюзивного образования является индивидуализация учебных планов и сроков обучения, согласно рекомендациям медико-социальной экспертизы и образовательным положениям вузов. В некоторых случаях сроки обучения студентов этой категории могут быть увеличены, но не больше чем на один год. Это может быть обусловлено необходимостью проходить длительное лечение в период обучения, изменениями в учебных планах и добавлением адаптивных учебных курсов, личными потребностями студентов с инвалидностью.

При организации обучения студентов с ОВЗ и инвалидностью важно предусмотреть возможность прохождения учебных практик, которые способствуют профессиональной адаптации и дальнейшему трудоустройству учащихся.

Для лиц с инвалидностью проблема поиска места практики и ее прохождения решается сложнее, чем для других учащихся. В вузах студенты в основном проходят учебно-производственную и преддипломную практики. При организации практики важно учитывать возможности выполнения работы на месте практики, потребности учащегося и имеющиеся для него условия в организации. Очень часто лицам с ОВЗ и инвалидностью работодатели отказывают в приеме на практику, отдавая предпочтение другим студентам без психофизических дефектов. В связи с этим место практики учащимся данной категории должен обеспечивать вуз на своей базе или по договору с организациями, имеющими стажировочные и пилотные площадки для практики лиц с ОВЗ и инвалидностью. Для решения вопроса организации учебной практики необходимо привлекать родителей и представителей учащихся. Вузы должны образовывать на своей базе социальное партнерство с включением в него родителей или опекунов, различных общественных и частных организаций для организации и проведения практики и участия в последующем трудоустройстве учащихся с ОВЗ и инвалидностью. Как отмечено в рекомендациях по организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ и инвалидностью: «При определении мест учебной и производственной практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация должна учитывать рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалидов, относительно рекомендованных условий и видов труда» [3] . Организация практик должна быть оформлена на нормативно-правовом уровне, как один из наиболее важных аспектов в высшем образовании для студентов с ОВЗ и инвалидностью. В положениях «О прохождении учебных практики» в вузах должна значиться форма организации и прохождения практики для учащихся с ОВЗ и инвалидностью, однако в настоящее время это не реализуется.

Участие студентов с ОВЗ и инвалидностью в учебных практиках имеет большое значение для их будущего профессионального становления и трудоустройства. При ознакомлении и работе в различных организациях во время практики учащийся с ОВЗ и инвалидностью показывает свои возможности, знания и умения, что способствует его знакомству с работодателем и трудоустройству после окончания обучения. В российской действительности лица с ОВЗ и инвалидностью сталкиваются с проблемами при трудоустройстве. В настоящее время заметно недоверие к приему на работу выпускников с ОВЗ и инвалидностью со стороны работодателей, которое отчасти можно устранить, привлекая представителей различных организаций и бизнеса к участию в защитах выпускных квалификационных работ, а также при системной работе вузов с ними.

В ходе обучения различным учебным курсам студент с ОВЗ и инвалидностью сталкивается с необходимостью прохождения текущей и итоговой аттестаций, проведение которых имеет некоторую специфику для данной категории. При организации этих мероприятий важно учитывать возможности студентов с инвалидностью различных нозологий и форму проведения (письменно, устно, на компьютерах), отвечающую возможностям учащихся. В некоторых случаях возможно увеличение сроков подготовки ответа на экзамене или защите для лиц с особыми образовательными потребностями. Отметим, что прохождение аттестаций является большой психофизической нагрузкой для студентов с нарушениями и требует разумной организации, внимательного отношения и помощи со стороны профессорско-преподавательского состава и сотрудников учебного заведения.

Формы обучения, технические средства, методики и подходы высшего образования применяются для лиц с ОВЗ и инвалидностью с учетом рекомендаций «Индивидуальной программы реабилитации инвалида», которая выдается Федеральным государственным учреждением медикосоциальной экспертизы. В большинстве случаев это инвалиды с детства, имеющие I, II или III группу инвалидности. В индивидуальной программе указывается перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности. Из них выделяются способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, обучению, трудовой деятельности, контролю над своим поведением. Также в программе указаны мероприятия медицинской реабилитации, профессиональной и социальной реабилитации. Медицинская реабилитация включает в себя следующие разделы: реконструктивная хирургия, восстановительная терапия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование. Профессиональная реабилитация состоит из мероприятий профессиональной ориентации, профессионального обучения и переобучения, содействия в трудоустройстве и производственной адаптации. Эти мероприятия имеют столь же большое значение для человека с инвалидностью, как и различные формы лечения. Они способствуют развитию профессиональных качеств, адаптации и социализации в обществе, появляется возможность трудоустроиться. В программе реабилитации и абилигации инвалида указывается список необходимых технических средств реабилитации. Этот документ принимается при поступлении студента с инвалидностью в вуз и используется для организации условий обучения такого учащегося. В программе также указаны рекомендуемые направления, специальность и тип образовательного учреждения. Однако в качестве типа образовательного учреждения приведены только учреждения общего назначения и специальные для инвалидов, что не отвечает современным положениям об обучении лиц с ОВЗ и инвалидов. В настоящее время многие учебные заведения имеют инклюзивную ориентацию, грань между вузами общего и специального назначения исчезает и студенты могут выбирать и направляться в любой тип образовательного учреждения по своему выбору.

К особенностям учебного процесса в рамках инклюзивного образования можно отнести:

  • • организацию и выполнение самостоятельных работ;
  • • выполнение практических заданий и проектов;
  • • организацию ознакомительной, производственной и преддипломной практики с использованием стажировочных и пилотных площадок для лиц с инвалидностью;
  • • создание и использование портфолио студента с ОВЗ и инвалидностью;
  • • применение информативно-коммуникационных технологий;
  • • использование вместе с неинтерактивными методиками обучения интерактивных методов, таких как видеолекции, ролевые игры, case-study, тесты, форумы, онлайн-конференции и вебинары и других.

Задание для самостоятельной работы

Опишите, с какими видами педагогической помощи и поддержки лиц с ОВЗ и инвалидностью вы встречались при обучении в школе и вузе. Дайте характеристику той помощи, которые вы готовы оказать в рамках образовательного процесса студентам с ОВЗ и инвалидностью.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Какие формы обучение подходят лицам со сложными видами нарушений и комбинированными дефектами?
  • 2. Какие эргономические условия необходимы для обучения лиц с iкрушениями ОДА?
  • 3. Какие психологические особенности были выделены у группы лиц с нарушениями зрения?
  • 4. Какие недостатки можно выделить в использовании дистанционного образования при обучении лиц с 0133 инвалидностью?
  • 5. Возможно ли продление сроков обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью?
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector