0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности психологии инвалидов

Психологические проблемы инвалидов

4 минуты Ирина Смирнова 2590

По данным 2016 года, на территории России зарегистрировано 12,6 млн граждан, которые входят в I, II или III группу инвалидности. Более 500 млн людей по всеми миру имеют физические, умственных и сенсорные ограничения, которые не дают им в полном мере пользоваться своими правами и возможностями, а также существовать в обществе. В социуме нередко наблюдаются социальные барьеры для людей с ограниченными возможностями, что влечет за собой развитие психологических особенностей инвалидов, их иное восприятие действительности и другие реакции на внешние раздражители.

Психические состояния людей с ограниченными возможностями

Инвалиды сталкиваются с различными проблемами социально-психологического характера. Наиболее часто встречаются изоляция и фрустрация, то есть состояния, возникающие из-за несоответствия желаний человека и его возможностей. Изоляция подразумевают под собой одиночество, то есть отсутствие близких взаимоотношений с другими членами социума. Длительная изоляция может привести к депрессии и суицидальным мыслям.

Фрустрация может проявляться как незначительное недовольство своей жизнью, так и тяжёлыми психическими расстройствами. Основными проявлениями фрустрации считаются:

  • агрессия, направленная на окружающий мир и/или на самого себя;
  • апатия – отсутствия желания делать что-либо, общаться (человека ничего не интересует);
  • негативизм – отказ человека выполнять то, что от него требуется;
  • своеобразная «зацикленность» инвалида на своем состоянии;
  • возникновение зависимостей (алкогольной, наркотической).

Наряду с изоляцией и фрустрацией выступает «комплекс неполноценности». «Комплекс неполноценности» характеризуется тем, что человек уверен в превосходстве окружающих людей над ним, убеждает себя в собственной ущербности. Вышеперечисленные психологические проблемы инвалидов негативно влияют на их отношение с обществом, что влечет значительные трудности адаптации, расстройство мировосприятия и образование «порочного круга»: несостоятельность в социуме из-за психологических проблем лишь усугубляет их, что провоцирует ещё большую несостоятельность.

Личностные проблемы детей-инвалидов

Типичной проблемой детей-инвалидов является навешивание своеобразных «ярлыков» (т. е. стигматизация) на них, что влечет за собой выделение их из социума из-за наличия дефекта, отличного от культурного стандарта тела или ума. Такие дети сталкиваются со страхом здоровых детей, который часто возникает от неправильного воспитания. Поэтому наблюдается вытеснение детей-инвалидов, или маргинализация, из общества.

Как результат стигматизации и маргинализации у детей с ограниченными возможностями формируется «чувство неполноценности», что влечёт за собой комплекс личностных и невротических расстройств. Усугубляет дезадаптацию ребенка-инвалида гиперопека со стороны родителей, которые ведут к формированию у таких детей «выученной беспомощности» и чувство низкой «самоэффективности».

«Выученная беспомощность» характеризуется тем, что ребенок, сталкиваясь с регулярным контролем со стороны родителей, перестает предпринимать попытки самостоятельно влиять на ситуацию, даже если посторонняя помощь не требуется и он может справиться сам. Дети-инвалиды с чувством низкой самоэффективности зачастую преувеличивают трудности, с которыми они сталкиваются, автоматически показывают, что не в состоянии с ними справиться.

Проблемы среди людей зрелого возраста

Наиболее тяжело инвалидность переживают люди молодого возраста, которые внезапно обрели дефект, отличающих их от остальных. Они сталкиваются с трудностями восприятия себя в новой «роли» в семье, с негативными реакциями общества, которых ранее они не испытывали. Таким людям необходимо проходить длительный процесс адаптации к новой жизни.

Характеристика адаптации к приобретённой инвалидности включает в себя следующие этапы:

  • Шок, который проявляется эмоциональным и физическим ступором. Может продолжаться несколько дней.
  • Отрицание имеющейся проблемы. Данный этап может длиться от пары недель до нескольких месяцев, что значительно тормозит процесс реабилитации больного.
  • Депрессия, плавно переходящая в агрессию, направленную чаще всего на близких для больного людей. Встречается аутоагрессия. В состоянии депрессии больной замкнут, не желает поддерживать общение, раздражителен.
  • Восприятие. Человек начинает адекватно оценивать свое состояние, пытается решить вопросы, связанные с образованием, семьей, работой.

Это лишь сокращённый вариант эмоций, испытываемых человеком, который получил инвалидность. Каждый воспринимает и оценивает приобретённый дефект по-разному, длительность любого из этапов строго индивидуальна. Психология инвалидности подразумевает понимание того, что происходит внутри человека с ограниченными возможностями, чтобы помочь ему достичь лучшей адаптации, принять свое состояние и добиться улучшения качества жизни.

Психологические особенности личности инвалидов (стр. 1 из 9)

Введение

Особенности психики у лиц с физическими дефектами привлекали внимание как психиатров, так и других специалистов с давних пор. Еще в 1625 году Платтер отмечал наличие у детей с физическими недостатками психопатологических особенностей в виде упрямства, непослушания. Позже были описаны бред преследования тугоухих, обусловленный чувством недоверчивости, одиночества, склонностью к ошибочным толкованиям у людей с дефектами слуха; тип «слепого» с труднопреодолимой замкнутостью, сосредоточенностью на внутренней жизни.

Читать еще:  Пдд знак стоянка для инвалидов

Проблема неврозов и их лечения приобретает всё большее значение в качестве специфических проблем ХХ века, привлекающей к себе внимание медицинских и социальных наук.

Это объясняется, прежде всего, значительной распространённостью психогенных заболеваний в населении (20–30%) [29]. Невротические реакции, представляющие собой основу для возможного возникновения неврозов, наблюдаются у 70% практически здоровых людей. И хотя эти цифры являются ориентировочными, они убедительно свидетельствуют о значении проблемы неврозов не только для медицинской, но и в целом социальной практики человека.

Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена ростом в последнее время инвалидизации населения, вызванной ростом числа врождённых и приобретённых заболеваний, а также ростом числа психогений, связанных не только с заболеванием, но и с инвалидностью.

Число инвалидов в России, к сожалению не снижается, а растёт с каждым годом. Только в Новосибирской области их сегодня более 100 тысяч человек. [29]

В настоящее время статус инвалида в России изменился. Период 90-х годов государство проводит антидискриминационную политику по отношению к людям с отклонениями в развитии. Закладываются основы формирования новой культурной нормы – уважения к различиям между людьми. Происходит переход от жесткого противопоставления общества и инвалида к интеграции инвалида в обществе.

Лица, длительно страдающие каким-либо заболеванием (врождённым или приобретённым), могут быть отнесены к группе «риска» в плане развития у них психопатологических проявлений, невротического уровня вследствие ослабления барьера психической адаптации.

Значительная роль для объяснения выявляемых у инвалидов тех или иных пограничных психопатологических проявлений, принадлежит оценка общесоматического и неврологического статуса, а также личностно-типологических особенностей человека, которые за время болезни претерпевают «естественные», психологически понятные изменения.

Целью данной дипломной работы является изучение психологических особенностей личности инвалидов, влияющих на их адаптационные способности.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:

─ рассмотреть понятие и сущность посттравматического стрессового расстройства;

─ выявить психологические особенности личности инвалидов;

─ дать определение адаптации;

─ раскрыть сущность адаптации инвалидов;

─ проанализировать влияние психологических особенностей личности инвалидов на их адаптацию;

─ провести исследование психологических особенностей личности инвалидов, влияющих на их адаптационные способности.

Объектом исследования является психология инвалидов.

Предметом исследования – психологические особенности личности инвалидов.

Гипотеза: психологические особенности личности инвалидов оказывают влияние на их адаптационные способности.

Для подтверждения гипотезы были выбраны следующие методы:

1) анализ литературы, посвящённой теме данной дипломной работы;

2) диагностика пациентов по следующим методикам: проективной телесно-ориентированной методикой У. Касселя (тест SIS-I), опросником Басса и Дерки, опросником психоэмоционального состояния (СУПОС-8), опросником основных юношеских проблем А. Хромова.

Проблемы патопсихологии нашли своё отражение в работах Полякова Ю.Ф., Зейгарника Б.В., Рубинштейна С.Я. и др.

В отечественной литературе теме посттравматического стресса посвящены работы Тарабрина Н.В., Питмана Р., Шалева А., Орра С., Брусиловского Л.Я., Бруханского Н.П., Сегалова Т.Е., Кулки Р.А., Шленгера В.Е. и др.

Разработкой темы психологических особенностей инвалидов занимались: Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б., Молчанов Л.В., Стрижаков В.Н., Чекмарёв Н.Д., Демидова Л.И., Пивоварова Н.И., Линова Н.Р., Беляева В.П. Молоканов М.В., Вайзман Н.П. и др.

Проблеме реабилитации посвящены работы Пинеля Ф., Конолли Д., Симона Г., Гиляровского В.А., Ильона Я.Г., Бугайского Я.П., Консторума С.И., Мелехова Д.Е., Кабанова М.М. и др.

Методологической основой для дипломной работы послужили работы Хромова А.Б., Басса, Дерки, Касселя У.

Данная дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы, результаты исследования представлены в виде 3 таблиц.

В первой главе освещено понятие посттравматического стрессового расстройства, его клинические симптомы и предрасполагающие факторы.

Вторая глава посвящена адаптации. В первой части рассмотрены понятие и стадии адаптации, описаны виды критических ситуаций и способы их преодоления. Во второй части главы проводится обзор психологических особенностей личности, влияющих на адаптацию. В третьей части освещена специфика поэтапной адаптации инвалидов.

Практическая часть составляет третью главу данной работы.

В заключении сделаны вводы по результатам исследования.

1. Психологические особенности личности инвалидов

1.1 Посттравматическое стрессовое расстройство в результате инвалидности

посттравматический стрессовый инвалид расстройство

Человек умеет приспосабливаться к различным обстоятельствам; с изменением нашей жизни меняемся и мы сами. Происходящие в нас перемены помогают выжить, в какие бы условия мы ни попали. У людей, живущих высоко в горах, увеличивается объем легких, что дает им возможность получать достаточно кислорода из разреженного горного воздуха. В теле каждого человека вырабатываются особые защитные механизмы, чтобы противостоять воздействию микробов, проникающих внутрь нас с водой, пищей и воздухом.

По каким же признакам можно распознать присутствие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР)? Если мы говорим, что тот или иной человек «болен» посттравматическим стрессом, – что именно мы подразумеваем? Прежде всего то, что этот человек пережил травмирующее событие, т.е. испытал нечто ужасное, что нечасто случается с людьми. По определению психиатров, «травмирующим называют событие, выходящее за пределы нормального человеческого опыта».

Читать еще:  Работа для инвалидов омск

Но посттравматический стресс – это не только наличие травмирующего события в прошлом. Такое событие – только часть общей картины, внешнее обстоятельство, которое сыграло свою роль в болезненном процессе.

Другая сторона посттравматического стресса относится к внутреннему миру личности и связана с реакцией человека на пережитые события. Все мы реагируем по-разному: трагическое происшествие может нанести тяжелую травму одному и почти не затронет психику другого. Очень важно также, в какой момент происходит событие: один и тот же человек в разное время может реагировать по-разному. Итак, говоря о посттравматическом стрессе, мы имеем в виду, что человек пережил одно или несколько травмирующих событий, которые глубоко затронули его психику. Эти события так резко отличаются от всего предыдущего опыта или причиняли настолько сильные страдания, что человек ответил на них бурной отрицательной реакцией. Нормальная психика в такой ситуации естественно стремится смягчить дискомфорт: человек, переживший подобную реакцию, коренным образом меняет свое отношение к окружающему миру, чтобы жить стало хоть немного легче.

Чтобы убедиться, насколько это естественно и насколько важно для душевного комфорта, обратимся еще раз к психиатрическому определению: врачи считают, что событие, которое обладает всеми признаками травмирующего, окажет свое действие практически на любого человека. А это значит, что потеря душевного равновесия, бурные психические проявления в этом случае совершенно нормальны.

Если травма была сравнительно небольшой, то повышенная тревожность и другие симптомы стресса постепенно пройдут в течение нескольких часов, дней или недель. Если же травма была сильной или травмирующие события повторялись многократно, болезненная реакция может сохраниться на многие годы. Например, у современных участников боевых действий гул низколетящего вертолета или звук, напоминающий взрыв, может вызвать острую стрессовую реакцию, «как на войне». В то же время человек стремиться думать, чувствовать и действовать так, чтобы избежать тяжелых воспоминаний.

Подобно тому, как мы приобретаем иммунитет к определенной болезни, наша психика вырабатывает особый механизм для защиты от болезненных переживаний. Например, человек, переживший трагическую потерю близких, в дальнейшем подсознательно избегает устанавливать с кем-либо тесный эмоциональный контакт.

Когда у человека нет возможности разрядить внутреннее напряжение, его тело и психика находят способ как-то примениться к этому напряжению. В этом, в принципе, и состоит механизм посттравматического стресса. Его симптомы – которые в комплексе выглядят как психическое отклонение – на самом деле не что иное, как глубоко укоренившиеся способы поведения, связанные с экстремальными событиями в прошлом. [28]

1.1.1 Клинические симптомы ПТСР

1. Немотивированная бдительность.

Человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему постоянно угрожает опасность.

2. «Взрывная» реакция.

При малейшей неожиданности человек делает стремительные движения (нагибается при звуке низко пролетающего вертолета, резко оборачивается и принимает боевую позу, когда кто-то приближается к нему из-за спины).

3. Притупленность эмоций.

Бывает, что человек полностью или частично утратил способность к эмоциональным проявлениям. Ему трудно устанавливать близкие и дружеские связи с окружающими, ему недоступны радость, любовь, творческий подъем, игривость и спонтанность. Многие клиенты жалуются, что со времени поразивших их тяжелых событий им стало намного труднее испытывать эти чувства.

Психологические особенности инвалидности

Инвалидность

Инвалидность — это такое состояние здоровья человека, при котором существуют ограничения и препятствия для его нормальной жизнедеятельности.

Инвалидность проявляется в виде физических, умственных или психических отклонений.

Инвалид — это человек, ограниченный в возможностях жизнедеятельности по состоянию здоровья.

В нашей стране присвоить статус инвалида могут учреждения медико-социальные экспертизы. Присвоение данного статуса представляет собой медицинский и в то же время юридический процесс. Определению той или иной группы инвалидности можно присвоить юридический и социальный смысл. Ведь инвалиды имеют необычные, можно сказать, особые отношения с окружающими людьми. У инвалидов есть льготы, им выплачивается пенсия по инвалидности. Также у них есть ограничения работоспособности. Иногда инвалидность представляет собой одну из форм социального неравенства.

Лечение инвалидов представляет собой процесс полного или частичного восстановления возможностей и способностей инвалидов. Причем восстанавливаются возможности к бытовой, профессиональной деятельности человека. Лечение инвалидов обычно направлено на компенсацию тех ограничений, которые имеют такие люди. Это делается для социального приспособления инвалидов, достижения ими материальной независимости. Врачи хотят помочь инвалидам присоединиться к обществу.

Читать еще:  Работа для инвалидов в ростове на дону

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Причины инвалидности

Причинами инвалидности являются:

  • общие заболевания
  • профессиональное заболевание
  • инвалидность с детства
  • инвалидность, появившаяся из-за какого-либо ранения
  • травмы, полученные во время Великой Отечественной войны, которые привели к появлению инвалидности
  • приобретенная возрастная инвалидность
  • инвалидность, возникшая из-за несчастного случая

Генетические и врожденные отклонения в развитии люди обычно принимают и живут с ними спокойно всю свою жизнь. Такие люди принимают все, потому что у них больше не остается никакого выбора.

Отклонения, которые человек приобрел с возрастом или из-за несчастного случая, в большинстве случаев не принимаются пострадавшими людьми. Они начинают сильно переживать. К ним нужен совсем другой подход при общении.

Психологические особенности инвалидности

К психологическим особенностям инвалидности относят:

  • постоянная бдительность
  • необычные реакции
  • утрата эмоциональности
  • агрессия
  • нарушения памяти
  • депрессия
  • тревожность
  • злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами
  • навязчивые воспоминания
  • галлюцинации
  • бессонница и другие трудности со сном

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Постоянная бдительность выражается в том, что человек всегда следит за тем, что происходит вокруг. Он думает, что ему постоянно угрожает опасность и может случиться что-то плохое.

Необычные реакции у инвалидов проявляются при малейшей неожиданности. Они могут нагибаться, когда услышат звук пролетающего мимо самолета.

Также инвалиды могут полностью или частично утратить способность к проявлению эмоций. Им очень сложно заводить новые знакомства, а также они не испытывают радость, любовь, игривость.

Инвалидности присуща агрессивность. Часто проявляется стремление разрешить спорные ситуации очень грубо. Такая грубость может быть физической или психологической. Такие люди пытаются применять силу и давить на окружающих людей каждый раз, когда хотят убедить в своей правоте.

Психологической особенностью инвалидности можно назвать и нарушения памяти. Нередко можно встретить нарушения концентрации внимания. Таким людям сложно сосредоточиться на чем-то важном. Также они не могут вспомнить то, что им нужно. Такие люди иногда могут сконцентрироваться на определенном моменте или предмете, но даже малейший стрессовый фактор все разрушает.

Когда человек только оправился после травмы, у него появляется депрессия. Причем депрессивное состояние оказывается очень глубоким. Таким людям кажется, что все потеряло смысл, стало бесполезным. Им кажется, что жизнь не станет такой, какой была раньше.

Тревожность у инвалидов проявляется на физиологическом уровне. Могут быть боли в спине или других местах тела. Также тревожность возникает в психической сфере. Такие люди постоянно волнуются, у них появляется паранойя. Инвалиды могут быть тревожными ив эмоциональном плане. У некоторых могут быть навязчивые страхи и мысли о неуверенности в себе.

Инвалиды склонны к злоупотреблению наркотическими и лекарственными препаратами. Таким образом они хотят снизить боль, убрать плохие мысли.

Навязчивые воспоминания характеризуются тем, что у инвалидов появляются мысли о страшных и безобразных действиях, которые связаны с тем событием, когда они получили травму. Стоит отметить, что такие воспоминания могут преследовать их во сне. Но нередко они бывают и во время бодрствования. Инвалиду какой-либо предмет или ситуация может напомнить о том травмирующем событии. В такие моменты и появляются навязчивые мысли и образы. Все это приводит к стрессовому состоянию. Также человек часто испытывает чувство страха, его что-то тревожит.

Галлюцинации у инвалидов связаны с их мыслями и сильными переживаниями. Они выражаются в усиленных непрошеных воспоминаниях о травмирующем событии. Человек может видеть снова ту же ситуацию, но более ярко. В таком случае все, что происходит на данный момент вокруг, человек не замечает. Он только видит ужасные картинки, которые сильно воздействуют на его эмоциональное состояние.

Бывает такое, что инвалидов мучают ночные кошмары. В таком случае они устают от этого и боятся засыпать снова. Ведь во сне они опять увидят страшные события или действия. Таким образом у инвалидов появляется бессонница. Очень часто они недосыпают, что приводит к напряжению, постоянной усталости и различным болям. Еще хуже становится тогда, когда человек вспоминает о своем травмирующем событии. В таком случае он растерян, расстроен и не знает, как ему избавиться от угнетающих мыслей. Иногда бессонница появляется из-за постоянной тревожности человека. Когда человек не может расслабиться, то он не сможет и заснуть. Часто инвалидов мучают душевные боли, которые просто не дают им уснуть и нормально отдохнуть.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector