1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие инвалидности и её виды

Глава 1. Инвалидность.

1.1. Понятие инвалидности и ее виды.

Декларация ООН «О правах инвалидов», принятая в декабре 1971 г. и ратифицированная большинством стран мира, даёт следующее определение понятия «инвалид»: это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично свои потребности нормальной социальной и личной жизни в силу недостатка физических или умственных возможностей[8.57]. Данное определение можно рассматривать как базовое, являющееся основанием для выработки тех представлений об инвалидах и инвалидности, которые присущи конкретным государствам и обществам.

В современном российском законодательстве принято следующее определение понятия «инвалид» – это лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, в силу физических и умственных недостатков, нуждается в социальной помощи и защите[2.57]. Таким образом, согласно законодательству Российской Федерации, основанием для предоставления инвалиду определённого объёма социальной помощи является ограничение системы его жизнедеятельности, т.е., полная или частичная утрата человеком способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением и занятиям трудовой деятельностью[2.57] .

Понятие инвалидности определяется рядом авторов различно, по определению Храпылиной Л.П. «инвалидность – дисгармония отношений человека с окружающей средой, проявляющаяся вследствие нарушения здоровья в стойком ограничении его жизнедеятельности».[33.57.]

По определению отечественного социолога Е.Р. Ярской-Смирновой: «инвалидность представляет собой результат социальных договоренностей, причем смысл этого понятия изменяется в зависимости от культурных традиций, социальных условий и других статусных различий»[20.57.].

Международное движение за права инвалидов считает наиболее правиль­ным следующее понятие инвалидности: «Инвалидность — препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующи­ми в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни»[10.57.].

Люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособ­ленности внешней среды к их особым нуждам, а также из-за предрас­судков общества по отношению к себе. Чтобы снизить воздействие таких ограничений, разработана система государственных гарантий по социальной защите инвалидов.

Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечиваю­щих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им рав­ных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid – «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности[3.57].

Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увеченным воинам. Со второй половины ХIХ в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, — развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов. Наконец, после Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категориях населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности[3.57.].

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, часто не могут заниматься трудовой деятельностью[10.57]. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством.

Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетель­ствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения, их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями.

В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классичес­кий подход к прoблеме инвалидности как к проблеме «неполно­ценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности[14.57].

Иными словами, инвалидность — это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом. Сущность ее заключается в правовых, экономических, произ­водственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.

Такой генезис общественной мысли объясняется соответствующим развитием экономических возможностей и уровнем социальной зрелости различных исторических эпох[14.57].

«Инвалид, — говорится в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»[2.57].

«Ограничение жизнедеятельности, — поясняется в этом же законе, — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»[2.57].

В настоящее время на международном уровне проходят дебаты, инициаторами которых являются организации инвалидов, которые выступают за ту трактовку инвалидности, которая не носила бы дискриминационный характер. В “Словаре по социальной работе” человек с ограниченными возможностями определяется как тот, «кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным»[3.57.]

Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т. п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди[2.57]. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

1. По возрасту — дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.

2. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

3. По степени тру­доспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (вре­менно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сфе­рах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

В зависимости от принадлежности к той или иной группе ре­шаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Маломобильные инвалиды (способные передвигаться только с по­мощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, при­кованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и т. п [1.57].

Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. А если он одинок? Потребуются специаль­ные работники, которые находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовы­вать сбыт продукции и т. п. Понятно, что такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и кончая обес­печением продуктами. Во всех этих случаях инвалидам помогают специальные социальные работники, которые за уход за ними полу­чают заработную плату. За слепыми, но подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или благотвори­тельными организациями работники[1.57].

Население планеты должно осознать наличие инвалидов и необходимость создать для них нормальные условия жизни. По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, один из 10 страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья. По оценке Агентства социальной информации, их не меньше 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей[8.57].

Читать еще:  Обучение инвалидов в профессиональном образовании

В общем контингенте инвалидов мужчины составляют более 50%, женщины — более 44%, 65—80% — это люди пожилого возраста. Наряду с ростом численности инвалидов прослеживаются тенденции качественных изменений их состава. В обществе вызывает озабоченность увеличение числа инвалидов среди лиц трудоспособного возраста, они составляют 45% от числа граждан, первично признанных людьми с ограниченными возможностями. За последнее десятилетие опережающими темпами увеличивалось число детей-инвалидов: если в РСФСР в 1990г. на учете в органах социальной защиты населения состояло 155 100 таких детей, то в Российской Федерации в 1995г. этот показатель возрос до 453 700, а в 1999г.—до 592 300 детей. Вызывает тревогу и то, что, по информации Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно в нашей стране рождается 50 000 детей, которые признаны инвалидами с детства.[20.57.]

В последние годы растет и численность инвалидов вследствие военной травмы. Сейчас их количество составляет почти 42 200 человек. На долю лиц пенсионного возраста приходится 80% от общего числа инвалидов; инвалидов Великой Отечественной войны — более 15%, I группы — 12,7%, II группы — 58%, III группы — 29,3 %[5.57].

Структура распределения инвалидности в связи с общим заболеванием в России такова: на первом месте болезни сердечно-сосудистой системы (22,6%), далее следуют злокачественные новообразования (20,5%), затем травмы (12,6%), болезни органов дыхания и туберкулез (8,06%), на пятом месте—психические расстройства (2,7%)[20.57]. Распространенность инвалидности в целом выше среди городского населения по сравнению с сельскими жителями.

Динамика роста инвалидности в России характеризуется следующими показателями:

 по возрастной структуре преобладают инвалиды пенсионного возраста;

 по нозологии — наиболее часто инвалидность сопряжена с болезнями системы кровообращения;

 по тяжести — преобладают инвалиды II группы.

Наличие статистических данных о количестве инвалидов в стране, прогнозирование и выявление динамики роста численности инвалидов, причин инвалидности, разработка системы мер по её предупреждению, определение возможных затрат государства на эти цели имеет важное значение. Настораживающими являются прогнозы динамики роста численности инвалидов в мире, особенно активного трудового возраста. [10.54.]

Рост инвалидов в международном масштабе объясняется как ростом самого показателя, свидетельствующего об ухудшении здоровья жителей планеты, так и расширением критериев определения инвалидности, прежде всего по отношению к лицам пожилого возраста и в особенности к детям. Увеличение общего числа инвалидов во всех развитых странах мира и, особенно, числа детей-инвалидов поставило в число национальных приоритетов этих стран проблему предупреждения инвалидности и профилактики детской инвалидности.

geolike.ru

Понятие инвалидности и ее виды

Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid — «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный».

В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности [6, с.26].

Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увеченным воинам. Со второй половины XIX в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, — развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов.

После Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категориях населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности [37, c.88].

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым меньшинством.

Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения, их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями.

В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классический подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности [6, с.28].

Иными словами, инвалидность — это проблема не одного человеками даже не части общества, а всего общества в целом [33, c.87].

Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.

Такой генезис общественной мысли объясняется соответствующим развитием экономических возможностей и уровнем социальной зрелости различных исторических эпох.

«Инвалид, — говорится в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

«Ограничение жизнедеятельности, — поясняется в этом же законе, — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью» [5, с.30].

Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т. п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

1. По возрасту — дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.

2. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

3. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам [13, с.132].

В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Маломобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых изделий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу и с работы и т. д. [40, c.12].

Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и т. п.

Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. А если он одинок, такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и кончая обеспечением продуктами.

Для того чтобы выяснить содержание процесса реабилитации, нужно проанализировать сущность социальных ограничений, рассмотреть те барьеры, которые воздвигает перед человеком инвалидность.

Социальные ограничения, порожденные дефектами здоровья, носят комплексный характер и поэтому особенно трудно поддаются компенсации. В первую очередь можно говорить о физическом ограничении, или изоляции инвалида, — это обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают ему самостоятельно передвигаться и/или ориентироваться в пространстве [36, c.110]. С другой стороны, факторы внешней среды могут усугубить либо, наоборот, компенсировать влияние этих индивидных недостатков. В этом аспекте принято говорить не только о безбарьерной среде для инвалида, но также о дружественной или недружественной среде (современная городская или промышленная среда может быть недружественной не только к инвалиду, но также к ребенку, пожилому человеку, вообще любому индивиду). Это ограничение влечет за собой многие последствия, осложняющие положение инвалида, и требует принятия специальных мер, устраняющих пространственную, транспортную, бытовую изоляцию инвалида, эмоциональную депривацию и обеспечивающих возможность трудовой адаптации [27, с.34].

Читать еще:  Работа для инвалидов минск

Второй барьер — это трудовая сегрегация или изоляция инвалида: из-за своей патологии индивид с ограниченными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже самой простой. Однако в других ситуациях инвалидам представляются (или оказываются доступны) рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату. Такое положение обусловлено не только (или не столько) ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами. В условиях «дикой» рыночной экономики адаптация рабочих мест для таких индивидов рассматривается работодателями как невыгодная и нежелательная [1, c.8; 19, c.78].

Поэтому естественно, что третьим барьером в жизни инвалидов выступает малообеспеченностъ, которая является следствием социально-трудовых ограничений: эти люди вынуждены существовать либо на невысокую заработную плату, либо на пособие (которое тоже не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни индивида).

Важным и труднопреодолимым барьером для инвалидов является пространственно-средовой. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средство передвижения (протез, кресло-коляска, специально оборудованный автомобиль), сама организация жилой среды, транспорта не является пока дружественной к инвалиду. Недостает оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения. Люди с сенсорными нарушениями испытывают дефицит специальных информационных средств, извещающих о параметрах окружающей среды. Для лиц с интеллектуально-психическими ограничениями отсутствуют возможности ориентироваться в среде, безопасно передвигаться и действовать в ней [31, с.38].

Для всех типов инвалидов важное препятствие представляет информационный барьер, который имеет двусторонний характер. Инвалиды затруднены в получении информации как общего плана, так и имеющей непосредственное значение для них (исчерпывающие сведения о своих функциональных нарушениях, о мерах государственной поддержки инвалидов, о социальных ресурсах их поддержки). Это вызвано и экономическими причинами (например, невозможность купить или отремонтировать телевизионный или радиоприемник, выписать газету), и дефицитом специальных носителей информации (телепередачи с сурдопереводом, книги брайлевского шрифта, кассеты и диски для слепых и т. д.), и неразвитостью современных глобальных информационных систем (типа Интернет) [21, c.156].

С другой стороны, существует информационный барьер, который отгораживает общество от инвалида: лицам с ограниченными возможностями гораздо труднее презентовать свои взгляды и позиции, донести до общества свои нужды и интересы. Поэтому могут возникать искаженные представления о потребностях инвалидов, особенностях их личности. На основе таких искаженных представлений возникают предрассудки и фобии, что затрудняет коммуникации между инвалидом и социумом.

Эмоциональный барьер также является двусторонним, то есть он может складываться из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих по поводу инвалида — любопытства, насмешки, неловкости, чувства вины, гиперопеки, страха и т. д — и фрустрирующих эмоций инвалида: жалость к себе, недоброжелательство по отношению к окружающим, ожидание гиперопеки, стремление обвинить кого-то в своем дефекте, стремление к изоляции и т. д. [24, c.33]. Подобный комплекс является ретардирующим, т. е. затрудняющим социальные контакты в процессе взаимоотношений инвалида и его социальной среды. И сам индивид с ограниченными возможностями, и его ближайшее окружение остро нуждаются в том, чтобы эмоциональный фон их взаимоотношений был нормализование.

Наконец, комплексный характер имеет коммуникативный барьер, который обусловлен кумуляцией действия всех вышеперечисленных ограничений, деформирующих личность человека. Расстройство общения, одна из наиболее трудных социальных проблем инвалидов, является следствием и физических ограничений, и эмоциональной защитной самоизоляции, и выпадения из трудового коллектива, и дефицита привычной информации [14, c.66]. Поэтому закономерно, что восстановление нормальных для возраста и социального статуса коммуникаций является одной из наиболее нагруженных целей социальной реабилитации инвалида.

Таким образом, основные барьеры, которые воздвигает перед человеком инвалидность: физический, барьер трудоустройства, финансовый, пространственно-средовый, информационный, эмоциональный, коммуникативный.

Раскрытие понятий «инвалид» и «инвалидность»

Когда речь заходит о социальной защите граждан с ограниченными возможностями, ключевыми становятся два термина – инвалид и инвалидность. Важно иметь четкое представление о том, что может привести к получению инвалидности в качестве особого статуса, какие у нее бывают группы и степени.

Понятие «Инвалид»

Благодаря любому понятию среди множества предметов и явлений можно выделить конкретное подмножество, обладающее общими признаками. Когда речь заходит об инвалидах, то имеются в виду те лица, которые нуждаются в особой государственной защите в силу состояния своего здоровья. Дефекты различной природы, а также нарушения, вызывающие стойкие расстройства жизненно-важных функций организма, делают указанную категорию лиц особенно уязвимой. Деятельность таких людей оказывается ограничена. Причем возможность обслуживать самого себя, ориентироваться в пространстве, передвигаться, общаться, официально работать либо отсутствует полностью, либо реализуется лишь частично.

Проявление расстройства функций влияет на то, дадут ли группу инвалидности (тем, кто достиг совершеннолетия) или будет получен статус «ребенка инвалида» (несовершеннолетним). Вся процедура определения носит название медико-социальной экспертизы (сокращенно МСЭ). На нее больного может направить наблюдающий или лечащий врач.

Происхождение термина

Термин восходит к латинскому слову «invalidus», что значит «непригодный», «бессильный». Этимология слова восходит к valere, что в переводе означает «быть сильным», «иметь возможность», отсылая к эпохе ранней Римской империи. Сегодня для большей тактичности чаще употребляется выражение «человек с ограниченными возможностями», которое весьма размыто (вопрос упирается в то, что здесь является ограничителем).

В текстах официального характера все же присутствует термин инвалид. Когда речь заходит о корректности выражений в адрес лиц с ограниченными возможностями, то организации и объединения инвалидов предлагают различные эквиваленты. Один из примеров: вместо выражений «слабоумный» и «умственно неполноценный» использовать «человек с задержкой в развитии».

Категории инвалидов КОСГУ (таблица)

Логика на законодательном уровне проявляет себя следующим образом – среди лиц с ограниченными возможностями выделяются категории с общим и специфичным признаком (несколькими признаками). Такие классификация делают более удобной систематизацию законодательной базы, а также упрощают ее понимание для многих граждан при попытке освоения.

КОСГУ представляет собой одну из классификаций, которая позволяет поделить людей на несколько классов с учетом характера отмеченных у них нарушений. Каждой букве в аббревиатуре соответствует свой класс:

  • К – к данной категории относятся все лица, использующие инвалидную коляску в качестве средства передвижения.
  • О – лица, имеющие проблемы с опорно-двигательным аппаратом. По-другому, опорники – они не используют кресла-каталки.
  • С – инвалиды, страдающие от нарушений в работе органов зрения (буква «С» означает слепые).
  • Г – те, кто имеет расстройство слуха различной природы (глухие).
  • У – лица с серьезными нарушениями в умственном развитии.

Стоит отметить, что классификация КОСГУ не является главной, но она делает актуальным вопрос о социальном обеспечении инвалидов, об адекватной помощи в их повседневной жизни.

Понятие «Инвалидность»

Одно из определений инвалидности говорит, что это особое состояние человека, когда развертыванию его деятельности мешают различные препятствия и ограничения. Последние вызваны особым отношением социума к такому человеку (неготовность психологического принятия лиц с отклонениями от нормы здоровья).

Происхождение термина

Термин имеет то же происхождение, что и слово «инвалид». Восходит к латинским корням (invalidus, что значит «бессильный»), откуда ведёт свое происхождение и многозначное английское invalid. Когда речь идет об инвалиде, подразумевается конкретный человек, состояние здоровья которого накладывает определенные ограничения. Инвалидность же обозначает его состояние, особый социальный статус. Важно разграничивать указанные понятия.

Читать еще:  Оформление опекунства над инвалидом 2 группы

Группы и степени инвалидности

Существует три группы инвалидности. Первую группу дают тому, кто имеет тяжёлую форму заболевания из специального перечня. Больной без посторонней поддержки не в силах справиться с элементарными задачами. Передвижение часто попросту невозможно, пространственная ориентация серьезно нарушена (в незнакомых местах это заметно сразу).

Инвалиды первой группы испытывают проблемы с общением. Иногда вербальный его вариант невозможен полностью. Существенные нарушения дают о себе знать и в вопросах самоконтроля. От характера самого заболевания зависят проявления неспособности контролировать свое поведение, ее стойкость. Иногда нарушения в работе мозга таковы, что корректировка различных поведенческих моментов оказывается бессмысленной.

Некоторым представителям первой группы противопоказана работа, многие ее попросту не в силах выполнять. Инвалиды по зрению или по слуху могут найти работу на особых условиях. Обучение лиц с ограниченными возможностями рассматриваемой категории затруднено. Если итогом проведения МСЭ становится присвоение первой группы, то повторное освидетельствование проводится через два года. На этот срок больному назначают лечение, составляется реабилитационная программа (ИПР), которой нужно придерживаться.

Вторая группа инвалидности назначается тем гражданам, у которых проявления болезни имеют умеренный характер. У них могут наблюдаться умеренные расстройства движений, ориентации в незнакомых местах. Помощь может понадобиться при использовании общественного транспорта (при посадке и высадке). Затруднения могут возникнуть в процессе получения знаний (при их передаче), но благодаря помощникам и в особых условиях, их можно избежать.

Трудовая деятельность также возможна, но рабочее место должно отвечать определенным требованиям, иногда возникает необходимость привлечения помощника или автоматизации процесса. Инвалидность присваивают на один год, после чего требуется повторное освидетельствование.

Третья группа предполагает незначительные ограничения. Инвалидам требуется определенная социальная помощь, поддержка в выполнении некоторых видов деятельности. Иногда вместо помощника используются подручные вспомогательные средства. Серьезных затруднений передвижение, пространственная ориентация и обучение не вызывают. При наличии условий, размеренности действий инвалид третьей группы может справиться с такими задачами.

Работать можно, но только так, чтобы условия труда не предполагали повышенной нагрузки. Инвалиды могут вызываться на работу в нерабочее время (по согласованию). Если в силу каких-либо обстоятельств гражданин получает подобную категорию инвалидности, чаще всего ему приходится оставить прежнее место работы и найти другое, более адекватное его состоянию.

Повторный визит на комиссию необходимо сделать через 12 месяцев после заседания МСЭ (первичного или очередного).

Помимо определения группы инвалидности, в прямые обязанности членов МСЭ входит также выяснение степени трудоспособности:

  • Первая степень дается тем, кто в силах работать по сниженной квалификации и не будет вынужден затратить серьезное количество сил на работу.
  • Вторая степень характеризует тех граждан, что могут выполнять свои трудовые обязанности в специально созданных доля этого условиях (при необходимости с привлечением технических средств).
  • Третья степень свидетельствует о невозможности трудовой занятости.

Условно первые две степени инвалидности можно назвать рабочими, последняя относится к категории нерабочих.

Причины инвалидности по действующему законодательству

Согласно закону, вопросом определения причин занимаются учреждения МСЭ. приблизительные их формулировки таковы:

  • это может быть общее заболевание или то, что носит профессиональный характер;
  • причиной также могут стать травмы, полученные в ходе выполнения трудовых обязанностей;
  • выделяются травмы военного характера и болезни, приобретенные в ходе несения военной службы;
  • отдельной категорией идут заболевания, вызванные радиационным облучением (катастрофы на ЧАЭС и химкомбинате «Маяк»);
  • инвалид с детства – еще одна причина с широким значением, фигурирующая в отчетах комиссии.

Что такое условная инвалидность

В нормативных актах нашей страны термин «условная инвалидность» не встречается. Когда употребляется такое выражение, то имеет смысл свести разговор в плоскость темы срочной и бессрочной групп инвалидности. Срочная инвалидность дается на заседании комиссии. Тем, у кого первая группа, повторное освидетельствование положено проходить через два года. Носителям второй и третьей групп нужно явиться на заседание комиссии через год. Освидетельствование может принести сохранение статуса, его понижение или повышение. Именно срочную инвалидность можно отнести к условной.

Иногда дается бессрочная группа. Регулярное подтверждение статуса здесь уже не требуется, но и абсолютно безусловной такую группу не назовешь. Если у больного наблюдаются ухудшения, лечащий врач может направить его на повторную комиссию, чтобы по ее результатам произошло переоформление инвалидности.

Понятие «Дети-инвалиды»

Получить статус ребенка-инвалида могут граждане России, которые имеют серьезные отклонения от нормы по здоровью, ограничены из-за этого в своей жизнедеятельности. Условие по возрасту – им не должно быть больше 18 лет. У детей-инвалидов есть проблемы как с физическим, так и с психическим развитием, что приводит к нарушению социальной адаптации. Также у ребенка-инвалида могут наблюдаться:

  • сложности с самообслуживанием;
  • трудности, связанные с ориентацией в пространстве;
  • проблемы с контролем за собственным поведением;
  • нарушения речевого развития.

Ребенку-инвалиду до 18-летия не дают определенную группу инвалидности. Само получение статуса может быть инициировано наблюдающими ребенка врачами, специалистами различных медцентров после проведения обследования. Врачебные рекомендации заносятся медкарту больного и в специальный документ (по форме 112/у), который называется «Историей развития ребенка».

Категория «Инвалид с детства»

Ребёнок-инвалид и инвалид с детства – различающиеся по смыслу выражения. С учетом вышесказанного, становится понятно, что «инвалид с детства» – это причина присвоения определенного статуса. Одновременно с указанием статуса ребенка (запись «ребенок-инвалид») в официальном отчете МСЭ указывалась и причина, приведшая к его получению.

До января 2000 года категория «ребенок-инвалид» присваивалась детям, не достигшим 16-летия. После этого возрастная граница сместилась на отметку в 18 лет. После наступления совершеннолетия больной вновь отправляется на экспертизу, которая определяет группу инвалидности. Одной из причин присвоения статуса, согласно законодательству нашей страны, является факт наличия инвалидности с детства. Стоит отметить, что такие граждане имеют определенные льготы, которыми можно воспользоваться.

Социальная группа инвалидов

Подавляющая часть подходов к определению категории инвалид затрагивает исключительно медицинский аспект. Акценты здесь делаются на патологии, приведшей к получению статуса человека с ограничениями жизнедеятельности, а также на вопросах лечения, реабилитации и социальной адаптации.

Если же рассматривать людей с ограничениями в качестве социальной группы, то во главу угла будет ставиться конкретный индивид и его взаимодействие со средой и обществом. Тогда его ограниченные возможности предстанут не следствием недуга, а своего рода дискриминацией со стороны окружения (в том числе в форме жалости) и его неготовностью принять инвалида.

Возросшая за последнее десятилетие активность инвалидов в плане отстаивания своих прав постепенно приводит к изменению взглядов на эту проблему. Изменения происходят не только на уровне государственных структур, но и среди общественности.

Законодательная база в области инвалидов

Помимо уже упомянутого закона, посвященного соцзащите инвалидов, стоит отметить следующие нормативные акты (неполный перечень):

  • Постановление Правительства РФ № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
  • Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 17 «Об утверждении разъяснения “Об определении федеральными государственными учреждениями службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности”».
  • ФЗ № 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
  • ФЗ № 178 «О государственной социальной помощи» (с внесенными изменениями ФЗ №345).
  • ФЗ № 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

Заключение

Постоянное обеспечение равных прав и возможностей всех членов общества должно быть приоритетной задачей государства. Поэтому обществу важно ориентироваться не столько на формальное понятие уровня и качества жизни, сколько на этическое. Ставя вопрос о компенсации физических и психических недостатков и ограничений лицам с инвалидностью, важно помнить о том, что у принципа обеспечения равных возможностей гораздо более широкое значение, нежели у принципа равных условий на старте какого-либо предприятия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector