0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Презентация социальная адаптация инвалидов

Презентация на тему «Проблемы социальной адаптации родителей, воспитывающих ребёнка-инвалида»

Презентация на тему: «Проблемы социальной адаптации родителей, воспитывающих ребёнка-инвалида». Автор: psiholog. Файл: «Проблемы социальной адаптации родителей, воспитывающих ребёнка-инвалида.pptx». Размер zip-архива: 986 КБ.

Проблемы социальной адаптации родителей, воспитывающих ребёнка-инвалида

Проблемы социальной адаптации родителей, воспитывающих

Дети-инвалиды: статистика

2 млн. (8%) – количество детей с ОВЗ, проживающих в РФ 700 тыс. чел. — численность детей-инвалидов в России ; 78 % из них проживают в настоящее время в семьях; 80% от общего числа детей с отклонениями в развитии получают образование в общеобразовательных учреждениях

Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида: факты

Семья, в которой родился ребёнок с тяжёлыми нарушениями развития, находится в условиях психотравматической ситуации и хронического стресса; сообщение о неполноценности ребёнка вызывает у 66% матерей, острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства; 32% семей с умственно отсталым ребёнком распались из-за взаимных обвинений супругов в ответственности за рождение больного ребёнка; воздействие хронического стресса вызывает депрессию, тревожность, раздражительность, эмоциональное истощение и низкую самооценку у матери; отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, проводя больше времени на работе, тем не менее и они переживают чувство вины, хотя и не говорят об этом так явно как матери

Характер семейных отношений в семьях, воспитывающих ребёнка-инвалида

Уровни проявления родительских проблем, связанных с рождением

Психологический уровень Рождение ребёнка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребёнка «не такого как у всех», является причиной сильного стресса, который носит длительный и постоянный характер и оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей. Социальный уровень. Семья, воспитывающая ребёнка с отклонениями в развитии становится малообщительной, избирательной в контактах. Матери больных детей оставляют работу, чтобы ухаживать за ребёнком. Рождение больного ребёнка деформирует взаимоотношения между родителями. В 32% случаев браки распадаются. Соматический уровень. Переживания, выпавшие на долю матери «особого» ребёнка, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах.

Основные фазы психологического состояния родителей, когда в семье

появляется «особый» ребёнок:

1-я фаза – шок, растерянность, беспомощность, страх, возникновение чувства собственной неполноценности 2-я фаза – «неадекватное» отношение к дефекту ребёнка, характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией 3-я фаза – «частичное осознание дефекта ребёнка», сопровождаемое чувством хронической печали; депрессивное состояние вследствие постоянной зависимости родителей от потребностей ребёнка, отсутствием у него положительных изменений в развитии 4-я фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванного принятием дефекта; установление адекватных отношений со специалистами и выполнение их рекомендаций

Типология родителей, воспитывающих «особого» ребёнка

I группа – родители авторитарного типа: Родители с активной жизненной позицией, импульсивные, отличающиеся нетерпимостью, склонностью к риску, с высоким уровнем притязаний. Отказываются принимать ситуацию, связанную с появлением на свет больного ребенка как трагическую; принимают дефект ребёнка и стремятся преодолевать проблемы. Направляют свои усилия на поиски лучших специалистов, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преграды на своём пути и уверены в том, что когда-либо с их ребёнком может произойти чудо. В стрессовых ситуациях ведут себя активно, в их высказываниях звучит активный протест против неразрешимости самой ситуации. С течением времени их силы не иссякают. Склонны к участию в ссорах и скандалах, в противопоставлении себя социальной среде («Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним» ) Их могут раздражать недостатки ребёнка, в результате чего к больным детям может проявляться необоснованная жестокость (окрик, физическое наказание).

Типология родителей, воспитывающих «особого» ребёнка

II группа – родители невротичного типа: Свойственна пассивная личностная позиция («Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!») У них не формируется способность к принятию проблемы ребёнка и не развивается стремление к её преодолению. В плане воспитания эти родители часто проявляют несостоятельность. В личности невротичных родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, а в отдельных случаях и в отказе от решения проблем. Родители невротичного типа недостаточно критично оценивают возможности своего ребенка, подсознательно стремятся скрыть его дефект и выдать желаемые результаты развития за действительные. Прожитая жизнь воспринимается ими как несложившаяся, несчастливая, загубленная рождением в семье «особого» малыша, а будущее ребёнка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.

Типология родителей, воспитывающих «особого» ребёнка

III группа – родители психосоматического типа : Самая многочисленная категория родителей. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то радость, то депрессия). Проблема ребёнка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри. У них отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность. Для этих родителей характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребёнка». Все усилия направляются на оказание ему помощи. Психосоматичные родители активно включаются в жизнь своего ребёнка: участвуют в деятельности детских образовательных учреждений, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребёнка.

Проблемы социальной адаптации семей, воспитывающих ребёнка-инвалида

в обществе недостаточно сформировано отношение к инвалиду как к гражданину, в большей степени о нем говорится как о «медицинском» субъекте; отсутствует система ранней профилактической и информационной помощи родителям. Родители выиграют во времени, если будут иметь возможность как можно раньше принять это известие, узнать необходимую информацию, познакомиться с семьями, столкнувшимися со сходными проблемами; неполноценная система информирования родителей — как правило, врачи предоставляют скудную и предвзятую информацию о «бесперспективности» ребенка с патологией и не сообщают, какие достижения может иметь этот ребёнок при заботливом воспитании дома; проблемы неполной семьи — 50% родителей развелись по причине рождения ребенка-инвалида; мать не имеет перспективы вторичного замужества; отсутствие системы поддержки на ранних этапах. Родительские ассоциации, неправительственные организации начинают подключаться к этой проблеме лишь по прошествии определенного времени, когда в семье уже нарушена психологическая стабильность.

Виды психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей

Информирование: специалисты предоставляют семье информацию о закономерностях и особенностях развития ребёнка, о его возможностях и ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребёнок, о вопросах воспитания и обучения такого ребёнка и т.Д.; Индивидуальное консультирование: практическая помощь родителям в поиске решений в проблемных ситуациях, в налаживании конструктивных отношений со своим ребёнком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивание их из «информационного вакуума», прогнозирование возможностей развития и обучения ребёнка; семейное консультирование: специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением «особого» ребёнка; индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребёнка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям; групповая работа: организация работы родительских и детско-родительских групп, в которых участникам предоставляется возможность поделиться собственным опытом и узнать об опыте других

Основные пути психолого-педагогической помощи и поддержки семье

Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизирующий фактор Практика показывает, что психолого-педагогическая помощь оказывается более продуктивной, когда с семьёй работает команда специалистов, нацеленных на общий результат.

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЁНКА-ИНВАЛИДА. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемДмитрий Евсеичев

Похожие презентации

Презентация на тему: » ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЁНКА-ИНВАЛИДА.» — Транскрипт:

1 ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЁНКА-ИНВАЛИДА

2 2 млн. (8%) – количество детей с ОВЗ, проживающих в РФ 700 тыс. чел. — численность детей- инвалидов в России ; 78 % из них проживают в настоящее время в семьях; 80% от общего числа детей с отклонениями в развитии получают образование в общеобразовательных учреждениях ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ: СТАТИСТИКА

3 Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида: факты семья, в которой родился ребёнок с тяжёлыми нарушениями развития, находится в условиях психотравматической ситуации и хронического стресса; сообщение о неполноценности ребёнка вызывает у 66% матерей, острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства; 32% семей с умственно отсталым ребёнком распались из-за взаимных обвинений супругов в ответственности за рождение больного ребёнка; воздействие хронического стресса вызывает депрессию, тревожность, раздражительность, эмоциональное истощение и низкую самооценку у матери; отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, проводя больше времени на работе, тем не менее и они переживают чувство вины, хотя и не говорят об этом так явно как матери

4 Характер семейных отношений в семьях, воспитывающих ребёнка-инвалида

5 Уровни проявления родительских проблем, связанных с рождением ребёнка-инвалида: Психологический уровень Рождение ребёнка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребёнка «не такого как у всех», является причиной сильного стресса, который носит длительный и постоянный характер и оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей. Социальный уровень. Семья, воспитывающая ребёнка с отклонениями в развитии становится малообщительной, избирательной в контактах. Матери больных детей оставляют работу, чтобы ухаживать за ребёнком. Рождение больного ребёнка деформирует взаимоотношения между родителями. В 32% случаев браки распадаются. Соматический уровень. Переживания, выпавшие на долю матери «особого» ребёнка, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах.

6 Основные фазы психологического состояния родителей, когда в семье появляется «особый» ребёнок: 1-я фаза – шок, растерянность, беспомощность, страх, возникновение чувства собственной неполноценности 2-я фаза – «неадекватное» отношение к дефекту ребёнка, характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией 3-я фаза – «частичное осознание дефекта ребёнка», сопровождаемое чувством хронической печали; депрессивное состояние вследствие постоянной зависимости родителей от потребностей ребёнка, отсутствием у него положительных изменений в развитии 4-я фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванного принятием дефекта; установление адекватных отношений со специалистами и выполнение их рекомендаций

7 Типология родителей, воспитывающих «особого» ребёнка I группа – родители авторитарного типа: Родители с активной жизненной позицией, импульсивные, отличающиеся нетерпимостью, склонностью к риску, с высоким уровнем притязаний. Отказываются принимать ситуацию, связанную с появлением на свет больного ребенка как трагическую; принимают дефект ребёнка и стремятся преодолевать проблемы. Направляют свои усилия на поиски лучших специалистов, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преграды на своём пути и уверены в том, что когда-либо с их ребёнком может произойти чудо. В стрессовых ситуациях ведут себя активно, в их высказываниях звучит активный протест против неразрешимости самой ситуации. С течением времени их силы не иссякают. Склонны к участию в ссорах и скандалах, в противопоставлении себя социальной среде («Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним» ) Их могут раздражать недостатки ребёнка, в результате чего к больным детям может проявляться необоснованная жестокость (окрик, физическое наказание).

8 Типология родителей, воспитывающих «особого» ребёнка II группа – родители невротичного типа: Свойственна пассивная личностная позиция («Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!») У них не формируется способность к принятию проблемы ребёнка и не развивается стремление к её преодолению. В плане воспитания эти родители часто проявляют несостоятельность. В личности невротичных родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, а в отдельных случаях и в отказе от решения проблем. Родители невротичного типа недостаточно критично оценивают возможности своего ребенка, подсознательно стремятся скрыть его дефект и выдать желаемые результаты развития за действительные. Прожитая жизнь воспринимается ими как несложившаяся, несчастливая, загубленная рождением в семье «особого» малыша, а будущее ребёнка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.

9 Типология родителей, воспитывающих «особого» ребёнка I I I группа – родители психосоматического типа : Самая многочисленная категория родителей. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то радость, то депрессия). Проблема ребёнка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри. У них отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность. Для этих родителей характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребёнка». Все усилия направляются на оказание ему помощи. Психосоматичные родители активно включаются в жизнь своего ребёнка: участвуют в деятельности детских образовательных учреждений, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребёнка.

10 в обществе недостаточно сформировано отношение к инвалиду как к гражданину, в большей степени о нем говорится как о «медицинском» субъекте; отсутствует система ранней профилактической и информационной помощи родителям. Родители выиграют во времени, если будут иметь возможность как можно раньше принять это известие, узнать необходимую информацию, познакомиться с семьями, столкнувшимися со сходными проблемами; неполноценная система информирования родителей — как правило, врачи предоставляют скудную и предвзятую информацию о «бесперспективности» ребенка с патологией и не сообщают, какие достижения может иметь этот ребёнок при заботливом воспитании дома; проблемы неполной семьи — 50% родителей развелись по причине рождения ребенка-инвалида; мать не имеет перспективы вторичного замужества; отсутствие системы поддержки на ранних этапах. Родительские ассоциации, неправительственные организации начинают подключаться к этой проблеме лишь по прошествии определенного времени, когда в семье уже нарушена психологическая стабильность. Проблемы социальной адаптации семей, воспитывающих ребёнка-инвалида

11 Виды психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка-инвалида: информирование: специалисты предоставляют семье информацию о закономерностях и особенностях развития ребёнка, о его возможностях и ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребёнок, о вопросах воспитания и обучения такого ребёнка и т.д.; индивидуальное консультирование: практическая помощь родителям в поиске решений в проблемных ситуациях, в налаживании конструктивных отношений со своим ребёнком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивание их из «информационного вакуума», прогнозирование возможностей развития и обучения ребёнка; семейное консультирование : специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением «особого» ребёнка; индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребёнка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям; групповая работа: организация работы родительских и детско-родительских групп, в которых участникам предоставляется возможность поделиться собственным опытом и узнать об опыте других

12 Основные пути психолого-педагогической помощи и поддержки семье Помощь ребёнку с ОВЗ эффективна в том случае, если она адресована именно к нему, а не к абстрактной единице, если в основе помощи положены личные, человеческие отношения. Сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, предполагает ориентацию на идею ведения, нахождения рядом («аккомпанемента»), в противовес жёсткому директивному ведению и «конвоированию». Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизирующий фактор Практика показывает, что психолого-педагогическая помощь оказывается более продуктивной, когда с семьёй работает команда специалистов, нацеленных на общий результат.

15 «Что для тебя радость, то для меня счастье»

Презентация на тему: СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ С ПСИХИЧЕСКИМИ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ (Т. А. Гейер, 1933, Д. Е. Мелехов, 1975, А.П.Коцюбинский и соавт., 2004)

Интегративные характеристики, отражающие функциональное состояние пациента: Интегративные характеристики, отражающие функциональное состояние пациента:

Социальная адаптация: Социальная адаптация:

В современных исследованиях показана эффективность следующих методов и форм психосоциального лечения: В современных исследованиях показана эффективность следующих методов и форм психосоциального лечения:

Виды психосоциальных воздействий для развития ресурсов личности, восстановления навыков, приобретения знаний, умений

Проект «Социальная и правовая защита психически больных позднего возраста» (1998 -1999 гг. ) Проект «Социальная и правовая защита психически больных позднего возраста» (1998 -1999 гг. ) Проект «Социально-психологическая школа для родственников пациентов, страдающих психическими расстройствами» (с 1999 г. ) Проект «Скажем изоляции – нет!» – программа развития навыков гармоничной жизни в семье и обществе у инвалидов вследствие психических заболеваний и их родственников» (2004) Проект «Реабилитационный центр «Ступеньки лестницы» (осуществляется с 2004 г.) Проект «Ресоциализирующее терапевтическое сообщество» (осуществлялся с психиатрической больницей «The Retreat», Великобритания, Йорк — 2004-2005 г.г.) Проект «Я сам строю свою жизнь»: программа социально-психологической реабилитации инвалидов вследствие психических заболеваний (2006) Совместный проект Общественного совета по вопросам психического здоровья, РБОО«Семья и психическое здоровье» на муниципальной территории Орехово-Зуевского района Московской области «Пациент и его семья: от просвещения к социальной интеграции» ( 2007 – 2009 гг.) Проект «От психиатрического просвещения к интеграции в общество». (2007 г.- 2008, Москва) Образовательная программа для профессионалов и пользователей помощи «От правового информирования к психическому здоровью» (2009 г.) Проект «психосоциальная реабилитация в условиях психиатрического стационара «Скажем изоляции – нет!» (2010 — 2012 гг.)

Для пациентов: Для пациентов:

На слайде представлено распределение числа потребностей в зависимости от самооценок пациентов и с точки зрения специалиста. На слайде представлено распределение числа потребностей в зависимости от самооценок пациентов и с точки зрения специалиста. Пациенты первой группы (на этапе выписки из психиатрического стационара) выявляли в среднем 6,5 потребностей, а специалисты оценивали их в среднем на уровне 8,7 потребностей. Коэффициент рассогласования между точками зрения 0,61. Оценки пациентов второй группы, активно участвующих в реабилитационных программах в сообществе, были схожи с оценками специалистов. Коэффициент рассогласования в этой группе составлял всего 0,04. Таким образом, у пациентов, активно участвующих в реабилитационных программах, владеющих информацией, являющихся членами общественной организации, отмечалось более высокое восприятие своих потребностей, а их точка зрения на существующие у них потребности, совпадала с точкой зрения специалистов.

Реабилитационная работа с пациентами, направленная на повышение их социальной адаптации, способствует: Реабилитационная работа с пациентами, направленная на повышение их социальной адаптации, способствует: стимуляции активной позиции человека в преодолении психического заболевания и его последствий формированию ответственности за социальное поведение восстановлению нарушенных социальных контактов повышению социальной компетентности формированию партнерских отношений с профессионалами улучшению комплаентности, а также приверженности к лечению сокращению числа госпитализаций В результате проведения реабилитационной работы с родственниками пациентов: увеличивается объем знаний о болезни, лечении, ресурсах сообщества улучшаются взаимоотношения в семье, с пациентом, медицинскими работниками улучшается следование медицинским рекомендациям уменьшается конфликтность в семье расширяется круг общения снижаются психологические тяготы формируются партнерские отношения

Читать еще:  Оплата по уходу за инвалидом 1 группы
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Слайд Текст
1