0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблема инвалидности это проблема

Проблемы инвалидов

У людей с ограниченными возможностями существует ряд проблем. Основными из них являются социально-бытовые, психологические, проблемы получения образования, проблемы трудоустройства.

Проблема социально-бытовой адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. Несмотря на это, процесс адаптации этой категории граждан к основам жизнедеятельности общества находится в процессе изучения, а именно он решающим образом определяет всю эффективность тех коррекционных мероприятий, которые предпринимают специалисты, работающие с инвалидами.

Существует и другая, весьма значимая проблема для всего общества- проблема трудоустройства инвалидов[5, c.17].

Закон «О социальной защите инвалидов» уделяет очень много внимания обеспечению занятости инвалидов. Закон предусматривает финансово-кредитные льготы специализированным предприятиям, применяющим труд инвалидов, предприятиям, учреждениям и организациям общественных объединений инвалидов, в частности, организациям независимого от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек (квота для приема на работу инвалидов устанавливается в процентах, среднесписочной численности работников, но не менее 3%). Общественные объединения инвалидов и их предприятия, организации, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождается от квотирования рабочих мест для инвалидов

Инвалидам отказывают в трудоустройстве, поступлении в вуз, учебе в обычной школе. До сих пор в обществе допускается отдельный уклад жизни для определенной категории людей: часто они лишены полноценного общения, потому что живут в интернатах.

О непростом отношении в обществе к людям с ограничениями свидетельствует не только жизненный опыт, но и социологические опросы среди этой категории граждан. Хотя бы раз в жизни дискриминации подвергался каждый из опрошенных. 40% столкнулись с проблемами при трудоустройстве, которые связали исключительно с инвалидностью. Сегодня невозможно говорить о доступе к образованию людей с разными группами инвалидности.

Чаще всего инвалиды остаются вне быстро изменяющегося мира. Лишь 17% инвалидов всех групп работает. Если им удается стать конкурентоспособными на рынке труда, общество принимает как должное, что люди с инвалидностью совершают чуть ли не ежедневный подвиг, преодолевая, например, препятствия в виде сложностей передвижения.

Люди с ограничениями до сих пор оказываются в ситуации, когда в городах нет возможности беспрепятственно посещать те или иные объекты и пользоваться их инфраструктурой в силу отсутствия без барьерной среды.

Основную поддержку инвалидам в доступе к дополнительной профессиональной подготовке оказывают родные и близкие. Это лишний раз свидетельствует, что главным механизмом поддержки людей с ограниченными возможностями в области дополнительного образования является ближайшее окружение человека, а не система социальной защиты. Далее в качестве источников поддержки выступают службы занятости и общественные организации инвалидов. В конечном счете, не более 20% всех инвалидов полагаются на поддержку государственной службы социальной защиты и помощь общественных организаций.

Последнее обстоятельство показывает противоречивость результатов государственных и общественных программ по интеграции инвалидов в сфере профессионального образования. Инвалиды рассчитывают на поддержку своих усилий со стороны близких им людей, но сомневаются в действенности государственных и общественных организаций, в чьи задачи как раз и входит поддержка профессионального становления инвалидов. Более трети инвалидов прямо говорят, что перспектива получения дополнительного образования желательна для них. В целом, практическая реализация принципа доступности и адаптивности всех форм и уровней образования для взрослых инвалидов в наименьшей степени коснулась дополнительного образования. В методическом плане необходимы специализированные решения, например, основанные на новых информационных технологиях, дистанционном обучении, специально разработанном под конкретные целевые группы, учебные курсы. Исследование этого аспекта показывает слабую представленность негосударственных образовательных учреждений в планах получения дополнительного образования. Этот факт свидетельствует о недостаточной активности общественных организаций, коммерческих предприятий в предоставлении образовательных услуг, их неготовности работать на этом сегменте рынка.

По состоянию на 1 ноября 2011 года на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 503,7 тыс. инвалидов, в том числе: инвалидов I группы — 72,9 тыс. человек, II группы — 269,2 тыс. человек, III — группы — 136,2 тыс. человек, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет — 25,3 тыс. человек. Удельный вес инвалидов в общей численности населения республики составили 5,3 %.

Как показало проведенное НИИ труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь исследование, 93 % одиноких и одиноко проживающих пожилых людей и инвалидов нуждаются в получении медицинской помощи, 87% — хозяйственно-бытовой помощи, 43% — в индивидуальном повседневном уходе. При этом большинство одиноких и одиноко проживающих пожилых людей и инвалидов (67%) отдают предпочтение модели жизни, при которой они, находясь в домашних условиях, имеют возможность получать необходимые социальные услуги. В то же время из состоящих на учете в ТЦСОН более 1,6 млн. человек лишь 5,4% (87 тыс. человек) обслуживаются на дому. Среди состоящих на учете в ТЦСОН 41,7 тыс. (2,6%) — одинокие и одиноко проживающие инвалиды I и II групп, 21 тыс.(1,3%) — молодые инвалиды в возрасте до 31 года, а также 21,85 тыс. — семьи с детьми-инвалидами. По состоянию на 1 января 2011 года количество инвалидов, обслуживаемых в отделениях дневного пребывания на постоянной основе, составляло 3429 человек.

Наиболее остро проблемы жизнеобеспечения стоят перед инвалидами с выраженными ограничениями жизнедеятельности, приводящими к нуждаемости в постоянной помощи и уходе других лиц, — это взрослые инвалиды I и II группы и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет с 3 и 4-й степенями утраты здоровья.

Предоставление инвалидам возможности ведения независимого образа жизни требует оказания широкого комплекса услуг в области помощи и поддержки — включая дневной уход, патронаж. Помощь на дому и другие виды помощи. инвалидность адаптация социальный помощь

В настоящее время в Республике Беларусь данные виды помощи оказывают социальные работники, сиделки. А также другие специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы (инструктор-дактилолог, инструктор-методист по социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению, секретарь незрячего специалиста, инструктор по трудовой терапии, медицинская сестра-специалист, медицинская сестра милосердия). Данные специалисты работают в территориальных центрах социального обслуживания населения (ТЦСОН), в реабилитационных центрах, в общественных организациях, на предприятиях[4, c.9].

Виды помощи, оказываемые инвалидам в ТЦСОН и других организациях, достаточно обширны, однако возможности по её оказанию ограничены. Во-первых, необходимая социальная помощь инвалидам оказывается не в полной мере ввиду ограниченной численности работников ТЦСОН. Во-вторых, возможность получения помощи отсутствует у категорий инвалидов с определенными видами нарушения функций ввиду существующих медицинских противопоказаний для обслуживания.

Выявлены следующие требующие первоочередного решения проблемы обеспеченности инвалидов социальными услугами, позволяющими им интегрироваться в общество:

  • 1. Социальное обслуживание на дому не охватывает инвалидов с нарушением психических функций. Инвалиды с психическими интеллектуальными нарушениями в ТЦСОН не обслуживаются. Работники ТЦСОН не имеют достаточных знаний и опыта. Чтобы обеспечить квалифицированный уход и помощь инвалидам с данными нарушениями.
  • 2. Низкая обеспеченность инвалидов услугами по сопровождению. Пользование транспортом, посещение общественных мест, мест трудоустройства представляет серьезные трудности для инвалидов, а одной из мер по преодолению данной проблемы является наличие такой услуги, как сопровождение. Недостаточным является охват инвалидов помощью по сопровождению для осуществления трудовой деятельности и в процессе обучения. Помощью при осуществлении трудовой деятельности обеспечены инвалиды с нарушением слуха и зрения Для инвалидов с нарушением статодинамических функций, с нарушениями, обусловленными физическим уродством, имеющие анатомические дефекты, помощь по сопровождению для осуществления трудовой деятельности и обучения не оказывается.
  • 3. Существует недостаток бесплатных услуг переводчиков жестового языка для инвалидов с нарушением слуха. В соответствии с законодательством Республики Беларусь бесплатными услугами перевода жестового языка охвачены инвалиды с нарушением слуха, осуществляющие трудовую деятельность, занятые образовательным процессом и (или) участвующие в административно-процессуальных процедурах. Однако в повседневной жизни данным категориям инвалидов также необходимы услуги по переводу с жестового и на жестовый язык.
  • 4. Малодоступность и нехватка услуги сиделки. Услуги сиделки. При всей их социальной значимости, представляются ТЦСОН на внебюджетной основе. Стоимость данной услуги является достаточно высокой по сравнению с личными доходами большинства нуждающихся инвалидов или их родственников. По состоянию на сентябрь 2011 года один час работы сиделки оплачивается в размере 5240 белорусских рублей. При 40-часовой рабочей неделе потребителю данной услуги необходимо заплатить в месяц около 840 тыс. рублей.
Читать еще:  Пенсионные выплаты детям инвалидам

Для решения вышеперечисленных проблем с учетом изучения зарубежного опыта разработаны предложения по:

  • 1. Введению услуг ассистента лица с интеллектуальными нарушениями;
  • 2. Введению услуг помощника по сопровождению инвалида;
  • 3. Обеспечению инвалидов услугами переводчика жестового языка;
  • 4. Найму лиц, осуществляющих уход за инвалидами I группы и детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет ( в том числе родственников), в качестве персональных помощников.

Инвалидность как социальная проблема. Модели инвалидности. Социальная защита инвалидов.

Инвалидность — серьезная медико-социальная проблема, актуальная не только для России, но и для мирового сообщества. Согласно международным данным, сегодня люди с инвалидностью составляют около 10% всего населения Земли. Далеко не все из них получают необходимую социальную помощь и могут участвовать в полноценной жизни общества.

Наиболее серьезной проблемой является нарушение интеграции инвалидов в социуме. Зачастую люди с ограниченными возможностями являются дезадаптированными, дети с инвалидностью страдают от недостаточной социализации. Причины этой проблемы кроются в недостаточной приспособленности окружающей среды для комфортного проживания и функционирования людей с разными степенями инвалидности.

На текущий момент в российском социуме практически не создано благоприятных условий для инвалидов, отсутствует доступная возможность передвижения по городу. Затруднен доступ к большинству объектов социальной инфраструктуры. Даже обычный городской транспорт для большинства людей, ограниченных в передвижениях, становится непреодолимым препятствием.

В обществе отсутствуют навыки общения с инвалидами, культура этого общения не формируется, отсутствует возможность для комфортного трудоустройства. Проблема большинства инвалидов с сохранным интеллектом заключается в том, что их способность к трудовой деятельности не реализуется. Инвалидам не предоставляют возможности для трудоустройства в соответствии с особенностями их жизнедеятельности. Это приводит к низкому имущественному статусу, понижению социального статуса, определенному уровню социальной дискриминации.

Проблема доступности окружающей среды особенно актуальна для детей-инвалидов. Их познание окружающего мира вынужденно ограничивается, что зачастую приводит к нарушениям индивидуального развития, невозможности раскрыть в полной мере потенциал ребенка, невозможности раскрыть его способности. Отсутствие полноценного общения со сверстниками также неблагоприятно сказывается на развитии ребенка с ограниченными возможностями.

Дезадаптация и отсутствие возможности полноценного участия в жизни общества приводит к серьезным проблемам личностно-психологического характера. Зачастую инвалиды чувствуют себя отчужденными от мира, они обособлены от общества, их круг общения крайне ограничен. Наблюдается множество психологических и эмоциональных проблем: неуверенность в завтрашнем дне, пониженная самооценка, отсутствие веры в собственные способности, ощущение ущемленности в правах и собственной ущербности.

Задача современного общества — двигаться в направлении создания наиболее комфортной среды, адаптированной не только для обычных людей, но и для инвалидов с ограниченными возможностями. На текущий момент инвалиду приходится приспосабливаться к обществу. В действительности общество само должно создавать благоприятные условия для жизни и развития инвалидов. Необходимо закрепить на законодательном уровне равные права инвалидов и обычных людей, создать все возможности для реализации этих прав и полноценного участия инвалида в жизни социума.

Термин «инвалид» восходит к латинскому корню («valid» — действенный, полноценный, могущий) и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Петр старался рационально использовать потенциал отставных военных — в системе государственного управления, городской охране и пр.

Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, т.е. относилось в первую очередь к увечным воинам. Со второй половины XIX в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, — развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали всем опасностям военных конфликтов мирное население. Наконец, после Второй мировой войны, в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категорий населения в частности, происходит переосмысление понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.

Сегодня по разным подсчетам, в среднем, практически каждый десятый житель в развитых странах имеет те или иные ограничения здоровья. Отнесение к числу инвалидов конкретных видов ограничений или дефектов зависит от национального законодательства; следовательно, численность инвалидов и их доля в населении каждой конкретной страны могут значительно отличаться, при том что уровень заболеваемости, утраты тех или иных функций в странах, достигших определенного уровня развития, является вполне сопоставимым.

В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дается развернутое определение инвалидности.

Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Таким образом, в соответствии с международно признанными критериями, инвалидность определяется отклонениями или расстройствами в следующих сферах.

Слепые, глухие, немые, люди с дефектами конечностей, нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им функционировать в разнообразных сферах жизнедеятельности так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, неспособен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность может быть ему вполне по силам. Больной шизофренией может быть физически полноценным, во многих случаях он способен выполнять также работу, связанную с умственными нагрузками, однако в период обострения он не способен контролировать свое поведение и общение с другими людьми.

При этом большинство инвалидов не нуждаются в изоляции, они способны самостоятельно (или с некоторой помощью) вести независимую жизнь, многие из них — работать па обычных или приспособленных рабочих местах, иметь семьи и самостоятельно содержать их.

Системное понимание инвалидности, представленное ВОЗ, отходит от ее узкой трактовки, которая делала акцент на профессиональных ограничениях и на способности (неспособности) к труду. Наличие инвалидности и степень ущербности рассматривается как показатель расстройств в регулировке взаимоотношений инвалида с его социальным окружением. При этом анализ социальной практики показывает, что имеются люди, у которых расстройство общения и социального поведения, дезадаптация и социальная маргинализация не связаны с нарушениями здоровья. Такие индивиды (девиантного поведения) также нуждаются в социальной реабилитации, однако с целью организации специализированной помощи необходимо различать маргиналов, имеющих затруднения в области социальной адаптации, на основе социопатии или расстройств поведения, и людей с психосоматическими отклонениями.

Все инвалиды но разным основаниям делятся на несколько групп:

• по возрасту — дети-инвалиды, инвалиды-взрослые;

• происхождению инвалидности — инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания;

• общему состоянию — инвалиды мобильных, маломобильных и неподвижных групп;

• степени трудоспособности — инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствия ми травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению какой-либо категории жизнедеятельности либо их сочетанию.

Читать еще:  Надставка на унитаз для инвалидов

Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению какой-либо категории жизнедеятельности либо их сочетанию.

Критерием для определения третьей группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к не резко или умеренно выраженному ограничению какой-либо категории жизнедеятельности или их сочетанию.

Таким образом, для пашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции.

Положения о защите прав инвалидов содержатся также во многих международных документах. Интегративным из них, охватывающим все стороны жизнедеятельности инвалидов, являются Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, утвержденные ООН в 1994 г.

Идеология этих правил основана на принципе обеспечения равных возможностей, предполагающем, что инвалиды являются членами общества и имеют право оставаться жить в своих общинах. Они должны получать поддержку, в которой нуждаются в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг. Всего таких правил 20.

Правило 1 — углубление понимания проблем

Правило 2 — медицинское обслуживание.

Правило 3 — реабилитация.

Государствам следует признать, что все инвалиды, которые нуждаются во вспомогательных устройствах, должны иметь возможности, в том числе финансовые, чтобы ими пользоваться. Это может означать, что вспомогательные устройства должны предоставляться бесплатно или по такой низкой цене, которая будет доступна инвалидам и их семьям.

Последующие правила формируют стандарты, касающиеся устранения барьеров между инвалидом и обществом, предоставления лицам с ограниченными возможностями дополнительных услуг, которые позволили бы им и их семьям реализовать свои права.

Так, в области образования государствами признан принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Образование для инвалидов является неотъемлемой частью системы общего образования. К процессу образования на всех уровнях должны привлекать родительские группы и организации инвалидов.

Специальное правило посвящено занятости — государствами признан принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возможность осуществлять свои права, особенно в области занятости. Государства должны активно поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда. Такая активная поддержка может осуществляться с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установку стимулирующих квот, резервируемое или целевое трудоустройство, предоставление ссуд или субсидий мелким предприятиям, заключение специальных контрактов и предоставление преимущественных прав на производство, налоговые льготы, гарантию соблюдения контрактов или оказания других видов технической или финансовой помощи предприятиям, нанимающим рабочих-инвалидов. Государства должны побуждать нанимателей осуществлять разумные меры для создания инвалидам соответствующих условий, принимать меры для вовлечения инвалидов в разработку программ подготовки кадров и программ занятости в частном и неофициальном секторах.

В соответствии с правилом поддержания доходов и социального обеспечения государства несут ответственность за предоставление социального обеспечения инвалидам и поддержание их доходов. Государства должны учитывать при оказании помощи издержки, которые часто несут инвалиды и их семьи в результате инвалидности, а также обеспечивать материальную поддержку и социальную защиту лицам, которые взяли на себя заботу об инвалиде. Программы социального обеспечения должны также стимулировать усилия самих инвалидов, направленные на поиск работы, которая приносила бы доход или восстанавливала их доходы.

Стандартными правилами в области семейной жизни и свободы личности предусматривается обеспечение возможности инвалидам проживать совместно со своими семьями. Государства должны содействовать тому, чтобы консультативные услуги по вопросам семьи включали в себя соответствующие услуги, связанные с инвалидностью и ее влиянием на семейную жизнь. Семьи, имеющие инвалидов, должны иметь возможность пользоваться патронажными услугами, а также иметь дополнительные возможности для ухода за инвалидами. Государства должны устранять все неоправданные препятствия для лиц, желающих или усыновить ребенка-инвалида, или обеспечить уход взрослому инвалиду.

Правилами предусмотрена выработка стандартов, обеспечивающих вовлечение инвалидов в культурную жизнь и участие в ней на равной основе. Стандарты предусматривают принятие мер для обеспечения инвалидам равных возможностей для отдыха и занятий спортом. В частности, государства должны принимать меры для обеспечения доступа инвалидов к местам отдыха и занятий спортом, гостиницам, пляжам, спортивным аренам, залам и т.п. Такие меры предусматривают оказание поддержки персоналу, осуществляющему организацию отдыха и занятий спортом, а также проекты, предусматривающие разработку методики доступа и участия в этих мероприятиях инвалидов, обеспечение информации и разработку учебных программ, поощрение спортивных организаций, расширяющих возможности для привлечения инвалидов к участию в спортивных мероприятиях. В некоторых случаях для такого участия достаточно лишь обеспечить доступ инвалидов к этим мероприятиям. В других случаях необходимо принимать специальные меры или организовывать специальные игры. Государства должны поддерживать участие инвалидов в национальных и международных соревнованиях.

В области информации и исследований государства обязаны регулярно собирать статистические данные об условиях жизни инвалидов. Сбор таких данных может осуществляться параллельно с проведением национальных переписей населения и обследований домашних хозяйств и, в частности, проводиться в тесном сотрудничестве с университетами, научно-исследовательскими институтами и организациями инвалидов. Эти данные должны включать в себя вопросы о программах, услугах и об их использовании.

Жизнь инвалидов в России: нет денег, работы, доступной среды. И одиночество…

В настоящее время в России – 12,1 миллиона человек, которым официально присвоен статус инвалида. Это 8,4% населения страны. Проблема людей с инвалидностью напрямую касается почти каждой четвертой (23%) российской семьи, 13% имеют в своем составе взрослого члена семьи с инвалидностью, 3% – ребенка-инвалида и 8% опрошенных имеют один из диагнозов, связанных с ограниченными возможностями. Эти данные представлены в докладе «Люди с ограниченными возможностями в XXI веке: новые возможности и перспективы» Комитета гражданских инициатив (КГИ), подготовленном при участии Левада-центра.

Портрет российского инвалида

По состоянию на 1 января 2018 года общая численность инвалидов составила 12,1 млн. человек, в том числе численность инвалидов первой, самой тяжелой группы, составляла 1,5 млн. человек (12,1%), II группы – 5,5 млн. (45,8%), III группы – 4,4 млн. человек (36,7%), детей-инвалидов – 655 тыс. человек (5,4%). При этом отмечается такая закономерность: за 2011-2018 г.г. общее число инвалидов уменьшилось на 8,4%, а численность детей-инвалидов возросла на 20%.

По данным аналитического отчета «Отношение россиян к людям с ограниченными возможностями здоровья», проблема людей с инвалидностью, инвалидности касается почти каждой четвертой российской семьи (23%), а 13% семей имеют в своем составе взрослого члена семьи с инвалидностью, 3% – ребенка-инвалида.

Несмотря на то, что инвалиды в семье есть почти у четверти россиян, одной из самых распространенных проблем, с которой сталкиваются люди с инвалидностью, – одиночество – около 24% инвалидов живут одни. Как правило, это одинокие мужчины и женщины с инвалидностью, потерявшие супругов (29%), хотя эта проблема так же актуальна и для пожилых людей без ограничений по здоровью.

Инвалидность во многом является возрастной проблемой. Две трети людей, имеющих инвалидность, старше 55 лет. Гендерный профиль российских инвалидов в целом соответствует общероссийскому распределению: 48% мужчин, 52% женщин.

Географически доля людей с инвалидностью распределена равномерно, за небольшим исключением юга России – в Северо-Кавказском и Южных федеральных округах их доля выше, чем в среднем. В сельской местности также наблюдается более высокая доля людей с инвалидностью.

Материальное положение

Материальное положение семей, в составе которых есть люди с инвалидностью, ниже, чем среди населения России в целом. Их средний ежемесячный доход составляет около 37 тыс. рублей, что ниже на 4 тыс. рублей, чем у других семей. При этом другие исследования показывают, что расходы на лечение и обеспечение нужд людей с инвалидностью оказываются выше, чем у обычных россиян.

Читать еще:  Работа в москве для инвалидов 2 группы

Индикатор благосостояния семей, характеризующий оценку возможностей потребления, показал, что почти трети семей, в которых есть люди с инвалидностью, едва хватает денег на питание и одежду (28%), в то время как среди обычных семейэтот показатель составляет 21%.

Таким образом, наблюдается дисбаланс и доходов, и расходов среди семей, в составе которых есть люди с инвалидностью или дети-инвалиды.

Трудоустройство

Важнейшей нерешенной проблемой остается занятость людей с инвалидностью. За период с 2013 года по 2018 год на 700 тыс. сократилось численность работающих инвалидов – с 2344 тыс. до 1644 тыс., инвалидов первой группы – на 38 тыс., инвалидов второй группы – на 349 тыс., инвалидов третьей группы – на 300 тысяч человек.

Показатель занятости лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность (по данным выборочного обследования рабочей силы), составляет 17%, уровень безработицы лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность – 23.5%5

У инвалидов в возрасте старше 16 лет основными причинами отказа от предложений другой или какой-либо работы были:

  • низкая зарплата – 36,5%;
  • отдаленность от дома (трудности с транспортом) – 32,4%;
  • характер работы – 27,4%;
  • условия труда – 22,4%6.

Статья 24 «Права, обязанности и ответственности работодателей в обеспечении занятости инвалидов» Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обязывающая работодателей в соответствии с установленной квотой для приема на работу создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, не работает. Трудовой кодекс РФ позволяет работодателю на законных основаниях уволить работника, ставшего инвалидом, если не может предоставить условия труда, рекомендованные в индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА).

Доступная среда

В ходе опроса Левада-центра россиян просили оценить доступность тех мест, которые они регулярно посещают, для людей с инвалидностью. В рамках опроса также ставилась задача проследить, насколько эти объекты инфраструктуры готовы к приему людей, имеющих физические ограничения.

Опрос показал, что подавляющее большинство россиян признает, что их дома и место работы или учебы не приспособлено для беспрепятственного перемещения людей с инвалидностью. 17-18% отмечают, что такие условия созданы в местах их проживания и работы. На этом фоне сильно выделяется Москва – о комфортных условиях для перемещения людей с инвалидностью в жилых домах здесь говорят вдвое чаще (33%).

Что же касается рабочих мест – здесь цифры аналогичны стране в целом.

Среди других объектах инфраструктуры города ситуация несколько лучше. Так, медицинские учреждения, банки в большей степени приспособлены для посещения людьми с физическими ограничениями – более трети таких учреждений, по мнению респондентов, можно расценивать как пригодные для маломобильных граждан.

Продуктовые магазины, которые необходимы для регулярного посещения, реже учитывают потребности людей с инвалидностью. По оценкам респондентов, менее пятой части из них имеют специальные условия.

Хуже всего ситуация наблюдается в местах проведения досуга (музеи, театры, кинотеатры и пр.) и общественным транспортом. Только 1 из 10 опрошенных считает их доступными для маломобильных людей.

Оценки слабой доступности среды среди населения в целом согласуются и с оценками самих людей с инвалидностью.

Подавляющее большинство россиян (92%) разделяет точку зрения о том, что дома должны быть оборудованы пандусами, лифтами для людей с инвалидностью, даже если это приведет к усложнению конструкций и неудобства для остальных жильцов.

Отношение в обществе

Одним из индикаторов для успешной социальной адаптации людей с инвалидностью является возможность их присутствия в поле зрения общества. Опрос показал, что каждый третий взрослый житель России регулярно, практически каждый день так или иначе контактирует с людьми, имеющими инвалидность и другие ограничения здоровья (33%). Чаще всего, с ними взаимодействуют в своей повседневной жизни люди старших возрастных групп – старше 55 лет. Молодежь, напротив, заметно реже встречает вокруг себя такую категорию людей (21% в сравнении с 38% среди старших возрастов).

Большинство опрошенных замечают людей с инвалидностью вне объектов инфраструктуры – 8 из 10 сталкивались с ними просто на улице. Треть встречала их в медицинских учреждениях (29%) и еще четверть – в транспорте (25%). В отношении общественного транспорта стоит заметить, что распространенной практикой является привлечение людей с инвалидностью к участию в прошении милостыни или попрошайничеству. Каждый десятый имеет в поле зрения людей с ограниченными возможностями здоровья по месту своей работы или учебы. В досуговых местах (музеи, театры, кафе, рестораны) люди с ОВЗ все еще являются скорее исключением – менее 5% регулярно видят людей с инклюзией в таких объектах инфраструктуры.

Значительная часть россиян – более трети – практически не замечают людей с инвалидностью (37%). Меньше всего встречает инвалидов в своей жизни молодежь и обеспеченные слои населения.

По мнению авторов исследования, дистанцирование от инвалидов открыто не выражается, но косвенно проявляется в аргументации о необходимости раздельного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. Готовность одобрить совместное обучение детей с разными физическими характеристиками выразили 46%, сегрегированное обучение в той или иной форме поддержали 48%. В то же время совместно работать с инвалидами готовы 68%, а 25% респондентов считают необходимым создание раздельных рабочих мест

Социальная изоляция и дискриминация

Значительной проблемой является одиночество и социальная изоляция людей с инвалидностью. Признание обществом того, они исключаются из коммуникативной среды, может служить проявлением чувства вины, недостаточного их вовлечения в социум. Примечательно, что люди, непосредственно столкнувшиеся проблемами со здоровьем, отдают этой позиции меньший приоритет. Для них более существенным фактором является отсутствие возможностей по получению квалифицированной медицинской помощи.

Абсолютное большинство респондентов на вопрос, какие чувства вызывают у них и среди их окружения люди с ограниченными физическими возможностями, инвалиды, дети с ДЦП, «колясочники» и другие категории наших граждан с разного рода проблемами здоровья, передвижении говорят о сочувствии им, своем (76%) и других (57%). Это свидетельствует о демонстрировании «гуманности» или «общественной солидарности» с теми, кто нуждается в нашей помощи, сочувствии, поддержке.

Но декларируемая норма совсем не обязательно должна переходить в те или иные формы солидарного и ответственного действия. Для более половины опрошенных вполне достаточно лишь обозначить такие приоритеты и признание значимости этой нормы, что не предполагает какого-либо практического действия или поведения, соответствующего декларируемому этическому императиву солидарности и эмпатии.

Об ущемлении прав, дискриминации, неуважительном отношении говорит каждый пятый респондент с инвалидностью (20%). В обществе в целом эта проблема также указывается схожим числом людей. Симметричность оценок людей с инвалидностью и без проблем со здоровьем, с одной стороны, явно демонстрирует понимание реальных жизненных трудностей, с которыми сталкиваются семьи. Однако степень погружения в жизнь людей, страдающих физическими или психическими ограничениями здоровья, сочувствие и готовность участвовать в решении таких проблем пока остается невыраженной.

Противоречия современной российской социальной среды распространяются и на проблематику инвалидности. Здесь отмечаются противоречия между провозглашаемой активностью социальной политики и пассивными мерами в отношении инвалидов, противоречия между финансированием материальной поддержки инвалидов и наличием сложной и неэффективной системы льгот, в отношении которой сохраняется стратификация инвалидов, противоречия между громкими декларациями и низким уровнем работы по обеспечению реального включения инвалидов в социум.

Основными проблемами людей с инвалидностью в России являются плохое материальное положение, проблемы с поиском работы и трудоустройством, недоступность городской среды для передвижения людей с физическими ограничениями и неприспособленность для них объектов социальной инфраструктуры. При этом главным барьером окружающей среды, препятствующей интеграции инвалидов и других маломобильных групп населения в социум, остается отношение большинства граждан к таким людям.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector