0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологическая помощь родителям детей инвалидов

Психологическая помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья

Как обнаружилось по итогам теоретического анализа, родители детей с ограниченными возможностями здоровья в большинстве своем находятся в крайне неблагоприятном психологическом состоянии. Следовательно, первоочередное направление психологической помощи – оптимизация психологического состояния родителей детей-инвалидов. Лишь по достижении адекватного психологического состояния родителей детей с нарушениями здоровья можно предпринимать остальные меры психологической помощи.

Второе направление – ликвидация ведущей причины неконструктивного родительского отношения к детям с нарушениями здоровья, действующей на сознательном уровне, – устранение психолого-педагогической безграмотности родителей.

И, наконец, третье направление психологической помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – непосредственно оптимизация родительско-детских отношений, гармонизация психологического климата в семье.

Е.Г. Силяева [44] считает, что психологическая помощь семье, имеющей ребенка с нарушениями здоровья, должна осуществляться одновременно в нескольких направлениях, к которым она относит:

  1. Создание родительских клубов, обществ родите­лей детей с ограниченными возможностями. Здесь они могут рас­ширить круг общения, узнать о жизни других семей с аналогич­ными проблемами, найти не жалость, а поддержку и понимание.
  2. Информационное обеспечение подобных семей: вы­пуск специализированных журналов или отдельных статей в уже зарекомендовавших себя медицинских или образовательных изда­ниях. Родителям нужны практические советы по уходу за больны­ми детьми, объяснения и рекомендации специалистов по реше­нию повседневных проблем, связанных с процессом воспитания ребенка, знакомство с опытом тех, кто смог преодолеть трудно­сти и создать доброжелательные отношения в семье.
  3. Помощь в поиске источников поддержки семьи (мате­риальной, социальной, медицинской, образовательной, духов­ной).
  4. Определение своего стиля «борьбы» как первого шага к пониманию своих скрытых резервов. Осознать используемый семьей способ реагирования, коррекции или выбрать другой, бо­лее подходящий, часто помогает только специалист. Возможны переоценка проблемы с целью уменьшения стресса; сравнение с жизнью других семей и нахождение каких-то преимуществ в сво­ем положении; духовные поиски высшего смысла в сложившейся ситуации; поиск поддержки среди друзей и знакомых, консульта­ции специалистов – врачей, юристов, социальных работников и т.д.
  5. Психолого-педагогическая поддержка. Она должна быть строго дифференцированной и максимально приближенной к ре­альности, в которой живет семья больного ребенка. В процессе консультаций необходимо сообщать родителям, какие трудности могут возникать на разных этапах его жизни. Нужно развивать у ребенка навыки самообслуживания, включать его в жизнедеятель­ность семьи, воспитывать «бытовую самостоятельность» с учетом физической или интеллектуальной состоятельности. По мере взрос­ления ребенка родителям необходимо проявлять чуткость и гиб­кость в предоставлении простора для детской инициативы. Поэто­му психологические консультации должны проводиться регулярно с целью обсуждения отдельных случаев и выработки стратегии и тактики поведения родителей в трудных ситуациях.
  6. Решение проблемы восприятия физического дефекта ребенка родителями и окружающими людьми. Часто родители концентри­руют внимание именно на дефекте, поврежденном органе и стре­мятся все свои усилия направить на его компенсацию или воз­можное лечение. При этом теряется целый пласт социальных от­ношений, который мог бы сыграть значительную роль в интеграции ребенка в общество. Родители должны расставить приоритеты в стратегии воспитания ребенка: либо погрузиться в борьбу с забо­леванием, чтобы лишь потом, когда-нибудь, в будущем сын или дочь могли войти в общество, либо помогать ребенку уже сегодня жить в нем, развивать чувство собственного достоинства, мужество. Необходимо научить родителей воспринимать собственного ребенка с ограниченными возможностями как человека со скрытыми возможностями. Специалисты должны помочь родителям составить адекватное представление о потенциальных возможностях больного ребенка, раскрыть его перспективы.

По мнению В.В. Ткачевой [50], основные цели работы психолога с семьей ребенка с нарушениями здоровья – это:

  1. Обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
  2. Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности аномального ребенка;
  3. Коррекция внутреннего психологического состояния матери;
  4. Коррекция взаимоотношений между матерью и ее ребенком.

Для реализации перечисленных целей психологу необходимо решить следующие задачи [50]:

  • Коррекция неконструктивных форм поведения матери, таких как агрес­сивность, необъективная оценка поведения ребенка, негативные жела­ния, стремление уйти от трудностей, примитивизация поведения, связан­ная со сниженной самооценкой, и формирование продуктивных форм взаимоотношений в социуме;
  • Формирование понимания матерью проблем ее ребенка, а именно: по­степенный отход от позиции, отрицающей наличие проблем, и позиции противопоставления себя социуму и пе­реход в позицию взаимодействия;
  • Постепенное исключение гиперболизации проблем ребенка, представле­ния о бесперспективности развития ребенка;
  • Постепенное исключение ожидания чуда, которое внезапно сделало бы ребенка совершенно здоровым, переориентировка матери с позиции без­действия и ожидания чуда на позицию деятельности с ребенком;
  • Коррекция взаимоотношений с ребенком;
  • Коррекция внутреннего психологического состояния матери: состояние переживания неуспеха, связанное с психофизической недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребен­ка, в радость его «маленьких» успехов;
  • Переконструирование иерархии жизненных ценностей матери больного ребенка (ценно только то, что он есть, а не то, каков он; ценно также то, что он любит мать, а мать любит его);
  • Осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания ею с помощью психолога; переход матери из позиции переживания за его недуг в пози­цию творческого поиска реализации возможностей ребенка;
  • Повышение самооценки матери в связи с возможностью уви­деть результаты своего труда в успехах ребенка;
  • Трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемо­го матерью по отношению к ребенку, в психотерапевтический процесс по отношению к себе самой; созидательная деятельность матери, направлен­ная на ее ребенка, помогает ей самой, излечивая ее от негативного воз­действия психологического стресса.

С точки зрения Т.Н. Волковской [7], формы работы психолога с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья определяются степенью их готов­ности к сотрудничеству. Для родителей с низким уровнем мотивации на первоначальном этапе сотрудничества целесообразным является индивидуальное консультирование, проводимое в несколько этапов:

  1. Индивидуальные беседы, цель которых – создать доверительные, откровенные отношения с ро­дителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. «В ходе краткой первичной беседы исключаются прямая или косвенная крити­ка действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности. Это уме­стно лишь после анализа всей совокупности сведений о ребенке, включая резуль­таты его обследования, но и тогда требует облечения в особую форму. При первых же встречах любой намек на неодобрение действий родителей может спровоци­ровать у них сильные защитные реакции и закроет путь для откровенного обсуж­дения всех сторон проблемы их ребенка» [7, с.113].
  2. По итогам всестороннего обследования ребенка – подробное обсуждение общего состояния психического развития ребен­ка, а также характера, степени и причин выявленных трудностей, услов­но-вариативного прогноза; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его де­фекта и объяснение необходимости участия родителей в общей системе коррекционной работы; обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка; планирование последующих встреч с целью обсуждения хода динамики продвижения ребенка в условиях всестороннего коррекционного воздей­ствия.
  3. Этап собственно коррекционной работы.

Для осуществления коррекционной работы психологу, работающему с семьями детей-инвалидов, целесообразно использовать методическое пособие И.Ю.Левченко, В.В. Ткачевой «Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» [23]. В данном пособии подробнейшим образом описаны направления, цели, задачи, этапы, формы и методы работы психолога с данной категорией семей, разработаны рекомендации по специфике взаимодействия с различными типами матерей, и т.п.

Читать еще:  Отменят ли 3 группу инвалидности

Американским Центром раннего вмешательства предоставлены следующие рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов [11]:

  • Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
  • Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  • Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
  • Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  • Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
  • Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
  • Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
  • Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
  • Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
  • Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
  • Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  • Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  • Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
  • Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Осуществляя психологическую помощь семье ребенка с ограниченными возможностями, необходимо быть готовым к нелегкому труду. А. Васильева пишет: «Психологию ребенка-инвалида определяют, прежде всего, его родители, поэтому так важна психологическая работа именно с родителями. Это необходимо для воспитания неущербного, самодостаточного члена общества. И главная … задача – изменить позицию родителей детей-инвалидов по отношению к собственному ребенку. Надо хорошо понимать психологию этих людей, быть готовым к длительной и кропотливой работе. Здесь не стоит ждать быстрых результатов» [6].

Однако в случае успеха результат более чем компенсирует все затраченные усилия: «Сплоченность всех членов семьи, уважительное отношение друг к другу, наличие общих целей и единой системы ценностей, желание максимально проявить и реализовать собственные возможности, помочь в этом своим близким – все это позволяет прогнозировать наиболее оптимальный и эффективный путь построения активной жизненной позиции больного ребенка» [13].

Резюме. Таким образом, родители детей-инвалидов испытывают выраженный психологический стресс, находятся в состоянии психологической и социальной дезадаптации. Состояние родителей детей-инвалидов с выраженным нарушением интеллекта усугубляется тем, что вероятность выздоровления ребенка, как правило, исключена, а его болезнь воспринимается обществом негативно, с насмешкой, и родители испытывают чувства безысходности, вины и стыда. Все это сказывается на их отношении к детям, которое зачастую становится неадекватным, противоречивым. А поскольку родительское отношение является одним из наиболее значимых факторов, влияющих на развитие ребенка и на его психологическое состояние, сами дети-инвалиды в результате оказываются в неблагоприятных для развития условиях. Поэтому родительское отношение к детям-инвалидам с нарушениями интеллекта в подавляющем большинстве случаев требует психологической коррекции.

Однако в современной науке родительское отношение к детям-инвалидам с выраженными нарушениями интеллекта изучено недостаточно. Для более подробного изучения данной проблемы необходимо эмпирическое исследование.

Консультация педагога-психолога для родителей, воспитывающих ребёнка-инвалида

елена бусаргина
Консультация педагога-психолога для родителей, воспитывающих ребёнка-инвалида

Консультация педагога-психолога для родителей, воспитывающих ребёнка-инвалида.

Тема: «Психологическая поддержка ребёнка-инвалида в семье»

Воспитание ребёнка, имеющего диагноз «ребёнок-инвалид» имеет свои особенности. Иногда инвалидность ребенка становится причиной глубокой и продолжительной депрессии всей семьи. Действительно, рождение малыша с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь ход жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. Родители впадают

в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, они могут стать агрессивными и озлобленными, полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников.

Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы. Часто родителям бывает трудно поверить в случившееся в течение нескольких дней, недель, месяцев и даже лет. Затем наступает глубокая печаль и, наконец, от ощущения беспомощности, из-за невозможности повлиять на само заболевание, рождается гнев и

разочарование. Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду. Первая фаза — «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.

Вторая фаза — «неадекватное отношение к дефекту», характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией. Третья фаза — «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся «результатом

постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений».

Четвёртая фаза — начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

К сожалению, далеко не все мамы и папы проблемных детей приходят к правильному решению, обретая жизненную перспективу и смысл жизни. Многие это самостоятельно сделать не могут. В результате нарушается способность приспособления к социальным условиям жизни.

На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут самоизолироваться, потерять смысл жизни. Казалось бы, в этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей. Но когда родственники и знакомые узнают о травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой кризис. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать

встреч, потому что боится и собственных чувств, и чувств родителей.

Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, как бы не замечать проблемы, что еще больше затрудняет положение родителей проблемного ребенка. Нередки случаи, когда бабушки, дедушки из-за стыда отказываются признавать внука или внучку с инвалидностью. В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые внешним видом, неадекватным поведением привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок «не такой, как все». Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание особенностей воспитания, приводят

к тому, что родители отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку.

В кризисной обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник. Однако, как мы уже отмечали, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание.

Читать еще:  Помощь инвалидам 1 группы в беларуси

Притча о Будде. Горчичное зерно.

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём. Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей

необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного. Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка- инвалида, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю жалость.

Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов:

1 Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

2 Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены

семьи, которые в них тоже нуждаются.

3 Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой»,

отказываясь от своей личной жизни.

4 Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

5 Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

6 Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

7 Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования

8 Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят

вас. 9 Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

10 Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

11 Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12 Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13 Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и

14 Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

15 Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить

самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Консультация «Ступеньки к победе» для родителей, воспитывающих детей-инвалидов Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Детский дом-интернат для умственно.

Консультация для родителей «Работа педагога-психолога в ДОУ» Уважаемые родители! Вы привели ребенка в детский сад и столкнулись с тем, что здесь есть такой специалист как психолог? Кто такой педагог.

Консультация для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СЕМЬЕ Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс.

Консультация педагога — Психолога для родителей «Готовимся к школе» Готовность ребенка к школе не является простым показателем, то есть таким, когда можно сказать — она есть или ее нет. Готовность к школе.

Консультация педагога-психолога для родителей «Как помочь ребенку наладить отношения со сверстниками» Консультация педагога-психолога «Как помочь ребенку наладить отношения со сверстниками»Ребёнок развивается в деятельности, воспитывается.

Консультация педагога-психолога для родителей «Семейные традиции» Консультация педагога-психолога для родителей. Зачем нужны традиции и как их создавать? Давайте поговорим о семейных традициях – что это.

Консультация педагога-психолога для родителей «Социально-личностное развитие детей 5–6 лет» Социализация — понятие, широко использующееся в современной психолого-педагогической науке, содержание которого далеко не однозначно. Чаще.

«Песочница дома». Консультация педагога-психолога для родителей Песочницу можно найти во многих дворах. Большинству детей нравится играть в песочнице. Говоря об играх с песком, в первую очередь, вспоминаешь.

Советы педагога-психолога «Адаптация ребёнка к детскому саду» Советы педагога-психолога Адаптация ребёнка к детскому саду Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится.

Психологическая помощь родителям детей-инвалидов: основные направления и возможности

Дата публикации: 19.11.2019 2019-11-19

Статья просмотрена: 189 раз

Библиографическое описание:

Ганичева И. А., Журкина О. А. Психологическая помощь родителям детей-инвалидов: основные направления и возможности // Молодой ученый. — 2019. — №47. — С. 458-461. — URL https://moluch.ru/archive/285/64123/ (дата обращения: 04.02.2020).

В статье рассматриваются возможности оказания психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов.

Ключевые слова: родители, ребенок-инвалид, психолог, психолого-педагогическая помощь родителям детей-инвалидов.

Семья — это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные истории человеческих судеб. Рождение в семье ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья это проблема, затрагивающая все стороны ее жизни. Это событие воспринимается его родителями как трагедия и является причиной сильного стресса, имеющего пролонгированный характер. Зачастую многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными, отношения между членами семьи деформируются. В связи с появлением на свет ребенка-инвалида, надежды и ожидания, которые родители возлагали на будущее своего ребенка, обрушиваются в один миг. А поиск новых жизненных ценностей может растягиваться на длительный период.

Семья с ребенком-инвалидом — это семья, особенности и проблемы которой определяются не только характером взаимоотношений ее членов, но и решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, а главное — специфическим положением в семье ребенка-инвалида. Для ребенка, имеющего особенности в развитии, семья — это эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, которая должна стать коррекционно-развивающей средой. Именно в такой среде ребенок-инвалид может компенсировать свои недостатки. Однако, следует отметить, что родители детей с особенностями развития зачастую сами нуждаются в психологической помощи, не имея ресурсов для создания условий, способствующих его адаптации и развития. Именно поэтому деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной

Основной целью психолого-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка-инвалида является организация помощи семье в воспитании, способствовать ее оптимальному функционированию, а также мобилизовать возможности семьи для решения задач реабилитационного процесса.

Психологическую помощь родителям детей-инвалидов необходимо рассматривать, как сложную систему психологических воздействий, направленных на повышение социальной активности, гармонизацию внутреннего психологического состояния родителей и формирование адекватных механизмов психологической защиты, а также укрепление семейных связей.

Психологическая помощь родителям этой категории включает в себя следующие составляющие: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое сопровождение, психологическая поддержка.

С целью изучения индивидуально-психологических особенностей, эмоциональных состояния, а также межличностных особенностей в семье ребенка-инвалида специалистами применяются методы психологической диагностики. Психодиагностические методы предполагают обязательное сравнение, сопоставление получаемых данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение о выраженности психологических или психофизиологических особенностей одного испытуемого или групп. Диагностический инструментарий включает в себя малоформализованные и формализованные методики. Следует отметить, что данные виды методик дополняют друг друга и должны использоваться в комплексе.

Проблемы, которые могут быть выявлены у родителей и членов семей, воспитывающие ребенка-инвалида, могут быть самыми различными: межличностные и внутриличностные конфликты, экзистенциальные кризисы, нарушения во взаимодействии с социальными институтами.

Читать еще:  Порядок предоставления инвалидности

После обследования и выявления психологических особенностей и состояний клиента психологами организуется психологическое консультирование. Своей целью психологическое консультирование ставит снижения степени выраженности фрустрирующего воздействия эмоционального стресса, в котором находятся родители с момента рождения ребенка-инвалида, а также структурирование иерархии жизненных ценностей

А. Л. Пушкарев [2] выделяет в психотерапии дидактический (или образовательный) аспект. По нашему мнению, представляется целесообразным выделение образовательного направления в отдельный вид психологической помощи в работе с родителями детей-инвалидов.

Приобщение матери к коррекционной работе со своим ребенком дает ей возможность личного участия в формировании его будущего и позволяет проявить свой духовный потенциал. В данном направлении с родителями детей-инвалидов можно выделить три этапа:

– привлечение родителей к учебно-образовательному процессу ребенка;

– увлечение родителей процессом развития ребенка и демонстрация «маленьких», но очень важных для ее ребенка достижений;

– раскрытие перед родителями возможности поиска творческих подходов к обучению ребенка, своего участия в изучении его возможностей.

Родители ребенка обучаются определенному набору специальных методических приемов, используемых в практике коррекционной педагогики. Приобщение родителей «особого» ребенка к такой форме деятельности направлено на переключение, а затем и вытеснение из их сознания тяжелых негативных переживаний, что способствует нейтрализации аффективных реакций и неконструктивных форм поведения.

Психологическая коррекция заключается в формировании нового жизненного стереотипа, коррекции взаимоотношений в диаде родитель — ребенок, коррекции нарушенного психологического состояния родителей детей-инвалидов.

В работе по данному направлению используется личностно-ориентированный подход, разработанный В. Н. Мясищевым [1]. Цель личностно-ориентированного подхода заключается в расширении сферы самосознания и самопонимания индивида. Результатом этого процесса является реконструирование поведения и приобретение новых форм.

В случае проведения коррекционных занятий с родителями «особых» детей процесс их самоосознания переосмысливается. Он направлен не столько на раскрытие внутреннего психологического конфликта, сколько на переориентировку матери больного ребенка с общепризнанных моделей ценностей. Происходит формирование нового жизненного стереотипа родителя больного ребенка.

Личностно-ориентированный подход различает индивидуальную и групповую формы. Индивидуальная форма работы проводится в виде бесед психолога с родителем больного ребенка. В отличие от групповых занятий, индивидуальная психокоррекционная работа нацелена на исследование биографии родителя, его жизненного пути, особенностей личности, истории заболевания ребенка, отношений с окружающими. В процессе беседы устанавливается или расширяется уже имевший место контакт.

На групповых занятиях инструментом воздействия является психокоррекционная группа. В качестве наиболее продуктивной и объективно реконструирующей формы работы выступает групповая дискуссия. Материалом для дискуссий являются специально отобранные психологом темы, особо значимые для данной категории лиц. Таковыми могут стать темы, освещающие внутренние, внутрисемейные, а также психологические особенностей родителей, а также проблемы, возникающие при взаимодействии таких семей с социумом.

Еще одна важная составляющая психологической помощи — это организация психологической поддержки родителей, воспитывающих детей- инвалидов. Психологическая поддержка — это комплексная система психологических воздействий, направленных на повышение улучшение процесса социально-психологической адаптации и укрепления адаптационных механизмов их личности.

Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей-инвалидов является важным фактором успешности их социальной адаптации. Оно заключается в активном взаимодействии психолога с другими организациями и учреждениями, которые так или иначе могут повлиять на улучшение психологического здоровья родителей особых детей (общественные организации, органы исполнительной власти, СМИ и др.).

Наряду с традиционными видами психологической помощи М. К. Тутушкина [3] выделяет такие типы помощи, как: советы, информирование, обучение, системные изменения и т. д.

Опираясь на вышесказанное, можно выделить основные позиции, в соответствии с которыми должен выстраиваться путь психологической помощи семье, воспитывающей ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

– информационная — подготовка и изложение информации, владение которой позволило бы повысить психолого-педагогическую компетентность родителей;

– диагностическая — исследование семейных отношений, а также уровня развития ребенка для формирования психокоррекционной программы;

– коррекционно-развивающая — гармонизация психологического климата в семье;

– обучение родителей и детей — знакомство родителей с психолого-педагогическим процессом работы с ребенком;

– поддерживающая — психологическая поддержка семейных отношений;

– развитие семьи как малой группы — помощь членам семьи в развитии основных социальных умений и навыков, способствует поиску ресурсов семьи.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что психолог играет важную роль в жизни ребенка-инвалида и его семьи. Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих ребенка особенностями в развитии — это решение целого комплекса проблем, связанных с помощью ребенку: его лечением, образованием, адаптацией и интеграцией в общество.

  1. Мясищев, В. Н. Проблема отношения человека и ее место в психологии //Вопросы психологии. 1957. № 5. С.142–154.
  2. Пушкарев, А. Л. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия — Москва: Институт психотерапии, 2000. — 128 с.
  3. Тутушкина, М. К. Практическая психология — 4-е изд., перераб. и доп. — СПб: Бизнес-Пресса, 2009. — 368 с.

Похожие статьи

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными.

Социальный уровень. Семья ребенкаинвалида становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка с отклонением, а также.

Социально-психологические особенности работы с семьей.

Социально-психологические особенности работы с семьей, имеющей ребенкаинвалида. Автор: Федосеева Ольга Александровна.

Значительная социальная, психологическая и практическая помощь может быть оказана семьям детейинвалидов группами поддержки.

Оказание комплексной помощи детяминвалидам

Семья с ребенком инвалидом — это семья с особым психологическим статусом, особенности который определяются не только спецификой всех членов семьи, но самое главное закрытостью семьи для внешнего мира, особенно это видно дефицитом общения.

Организация работы педагога-психолога с семьей.

В семье, воспитывающей ребёнка с особыми возможностями здоровья, родительская

Родители могут завышать или занижать возможности ребёнка, отрицают процесс его

Необходимо обучить родителей помощи своему ребёнку в развёртывании его социальной.

Особенности психологического сопровождения семей.

Особенности психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ТМНР в

Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии, как правило, приводит семейную

Надежды и ожидания родителей относительно жизни семьи, будущего ребенка становятся.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемой частью комплексного сопровождения и оказывает непосредственное влияние на развитие ребёнка и его адаптацию в социум [4].

К проблеме изучения психологических особенностей отцов.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, больной ребенок

Она пишет, что воспитать детей в полноценном виде может только полная семья — отец и мать.

Взаимоотношение родителей и детей в семье: философско-психологические.

Анализ взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ

Ключевые слова: ребенок, особый ребенок, семья, родитель, воспитание, проблемный ребенок.

Для того, чтобы определять направления психологической поддержки семей с особым ребенком

В семьях воспитывающих детей, с особыми возможностями здоровья.

Социально-психологическое сопровождение детей с особыми.

В настоящее время количество детей с отклонениями в здоровье значительно увеличилось, а значит и увеличилась потребность в помощи им и семьям, которые их воспитывают. К работе с семьёй, имеющей «особенных детей», следует подходить с гуманистических позиций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector