1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологическая работа с инвалидами

Социально-психологическая помощь инвалидам

Согласно «Декларации о правах инвалидов», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1971г. инвалидом признается лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу наличия врожденных или приобретенных недостатков и нуждается в социальной помощи и защите. Ограничение жизнедеятельности инвалидов выражается в полной или частичной утрате ими способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

Часть из инвалидов нуждается в постоянном уходе (81%), часть передвигается с помощью костылей или кресел – колясок (50.4%), другие передвигаются самостоятельно. Согласно тем же исследованиям, 10.9% инвалидов не могут обслуживать себя, 33.4% обслуживают себя частично. В ходе работы с инвалидами, особенно молодыми, также, как и с пожилыми людьми, необходимо понимать и учитывать их психологические особенности. В частности, в отличие от пожилых с относительно ограниченными потребностями, молодые инвалиды стремятся получить образование, профессию и трудоустроиться, удовлетворить потребности в создании семьи, в разнообразном досуге, в спорте и т.д. Вместе с тем, в сравнении со здоровыми для инвалидов характерен низкий уровень групповой сплоченности, недостаточная сформированность социально – значимых целей, дефицит информации, ограниченность социальных связей и контактов (слепые, глухие и т.п.) и отсюда обедненность социального опыта.

Все эти особенности диктуют необходимость использования самых разнообразных форм и методов работы с этой группой населения, к ним относятся: создание соответствующих условий жизни в интернате, проведение терапии средой, трудом, бытом и др. Понимание (в необходимых пределах) и учет психофизиологических особенностей, изменений личностного плана особенно важны в процессе работы с психическими больными и инвалидами, находящимися в психоневрологических интернатах. В зависимости от степени изменений психики, умственной отсталости, нарушений эмоциональной сферы и пр. (олигофрения в разных формах, шизофрения и т.п.) социально – психологическая реабилитация этой категории инвалидов требует применения специфических форм и методов социальной работы.

При психических заболеваниях в отличие от других значительно нарушаются социальные связи и отношения – заболевает не какой-то орган, а в целом личность. Поэтому реабилитация психически больных выступает как их ресоциализация. Коррекция личностных реакций происходит в зависимости от успеха «основного» комплекса мер по восстановлению (реституции) или компенсации нарушенных функций. С этим связана специфика основных этапов социально–психологической реабилитации психически больных. В психиатрической литературе выделяется 3 основных этапа реабилитации:

1) восстановительный – т.е. восстановительная терапия как средство достижения реадаптации и реабилитации. Основная задача на этом этапе – предотвращение формирования психических нарушений, в частности, явления госпитализма, т.е. нивелировки индивидуальных особенностей личности в итоге нахождения пациента в общих однообразных условиях стационара, отрыва от внешних социальных связей и т.п. Медикоментозные средства лечения здесь должны сочетаться с психосоциальными методами (терапия средой, занятость позитивными формами деятельности, психотерапия, лечебная физкультура и т.д.);

2) реадаптационный – терапия больных, имеющая целью приспособление их в той или иной степени к условиям внешней среды. Основными здесь являются психосоциальные методы воздействия, стимулирующие социальную активность больных. Важнейшее значение имеет трудовая терапия, обучение или переобучение новой профессии, а также специальная педагогическая (воспитательная) психотерапевтическая работа, проводимая с больными и их родственниками (обучение «умению жить», «умению работать», «умению общаться с людьми»). Важную роль играет общение больных со здоровыми, лечение занятостью, культтерапия, лечебная физкультура. Биологическое лечение ограничивается здесь приемом поддерживающих доз психотропных препаратов;

3) реабилитационный (реабилитация в собственном смысле) – восстановление больного в правах, его индивидуальной и общественной ценности, прежних социальных связей, помощь в трудоустройстве и быту. Реабилитация на этом этапе проходит во внебольничных условиях (надомный труд, работа в лечебно – производственных мастерских, специальных цехах или на обычном предприятии).

Наряду со стационарными формами важное значение в социально – психологической работе с инвалидами имеет надомное обслуживание. Основными его организационными формами являются отделения социальной помощи на дому, отделения специализированной социальной помощи на дому, служба срочной социальной помощи, отделения дневного пребывания и др. В процессе психосоциальной работы социальный работник использует здесь многообразные формы деятельности:

Читать еще:  Пособия для инвалидов 3 группы

1) выявляет и помогает в организации нуждающихся пожилых и инвалидов в прикреплении к центрам социального обслуживания;

2) способствует реализации льгот инвалидам;

3) выявляет структуру семьи (полная, неполная, наличие одиноких и т.д.);

4) оказывает помощь в восстановлении связей инвалидов с трудовыми коллективами;

5) в ряде случаев помогает «гасить» внутрисемейные конфликты
(с учетом всей деликатности этой сферы быта);

6) оказывает помощь в организации медицинского обслуживания (вызов участкового врача, узких специалистов);

7) помогает пожилым и инвалидам в соціально-бытовых вопросах
(в использовании услуг прачечной, химчистки и т.д., в уборке квартиры, доставке продуктов и медикаментов и т.д.).

В целом вся эта многообразная деятельность социальных работников имеет целью оказать данным группам населения соціально-организационную помощь, морально-психологическую поддержку и тем самым улучшить их соціально-психологическую адаптацию[18, с. 128 -130].

| следующая лекция ==>
Социально-психологические особенности подростков, оставшихся без попечения родителей | Психологическая помощь в местах лишения свободы

Дата добавления: 2019-07-26 ; просмотров: 236 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

СПЕЦИФИКА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ИНВАЛИДАМИ

В современном обществе очень остро стоит проблема работы с людьми с ограничениями жизнедеятельности и их семьями. Проблемы таких семей возможно решить при реализации комплексной психосоциальной работы с молодыми людьми и их окружением. Восприятие инвалида окружением имеет определенные особенности:

 фрустрация (неудовлетворенность) некоторых потребностей

 состояние длительной тревоги и стресса

 изоляция от общества

 частные психотравмирующие ситуации

В социальной работе психосоциальное направление занимает важное место. Это связано с тем, что данное направление включает в себя, как социальные, так и психологические аспекты[5]. Психосоциальная помощь направлена на адаптацию личности к изменившейся ситуации, на четкое восприятие своих проблем и постановку целей, для их решения. Все основные направления способствуют развитию личности, ее особенностей, а так же на достижение ее внутренней гармонии и налаживание взаимосвязей с внешней средой [6].

Социальная помощь инвалидам оказывается в синтезе с основными направлениями практической психологии.

Основные направления психосоциальной работы составляют:

 Психолого — социальная диагностика в ходе которой, инвалид получает объективную информацию о его проблеме.

 Социально — психологическая коррекция определяет индивидуальную программу для реабилитации инвалида.

 Психологическое консультирование цель которой, помочь индивиду найти наибольшее количество вариантов поведения, возможностей, для реализации активного взаимодействия с окружающими людьми.

 социальная терапия личности.

Способствует социальной активности индивида, путем создания оптимальных условий.

 информационно – образовательная работа с инвалидами и обществом.

Направлена на предубеждение возможных нарушения в развитии индивида. [8]

Психолого — социальная диагностика

Методы психолого — социальной диагностики в социальной работе направлены на изучение социально — психологических характеристик личности, определение проблем индивида. В данном направление психосоциальной работы, индивид получает определенную информацию о своей проблеме, формирует свое отношение к этой информации[1].

Включает консультативные беседы с инвалидом, способствует наиболее широкому пониманию им своей проблемы. Человек получает возможность рассмотреть ситуацию с разных сторон. Психологическое консультирование направлено на выявление, в ходе активной деятельности, новых качеств и особенностей индивида, его возможностей и ресурсов для решения проблем[6].

Понятие социотерапии в настоящее время имеет несколько значений:

1.Социотерапия как синоним терапии средой.

2.Социотерапия как терапевтическая активность социальных работников.

3.Социотератия как совокупность терапевтических приемов из области реабилитации [1].

Общая идея этих трех аспектов как социальной терапии заключается в том, что социальная среда оказывает влияние на эффективность психосоциальной работы и решение проблем инвалидов.

Социальная терапия — комплекс мероприятий, проводимых с целью повышения эффективности лечения психически больных путем создания оптимальных условий их общения [5].

Таким образом, сущность социальной терапии заключается в усвоение социальных связей, налаживание отношений с другими людьми, адаптации в сложных ситуациях, внутри терапевтически созданной среды.

Важным направлением в психосоциальной работе является социально — психологическая коррекция.

Социально — психологическая коррекция

Р.С. Немов определяет психокоррекцию как совокупность психологических приемов, используемых специалистом для исправления недостатков психологии и поведения индивида[3].

Читать еще:  Сотрудникам оказывается материальная помощь в размере

Таким образом, психокоррекционная работа направлена на проблемы психологического плана, выраженные в поведении инвалида или в его психологическом развитии.

Специфика социально — психологической коррекции, выражается в ее основных особенностях, связанных с ориентацией на личностей, имеющих трудности в повседневной жизни, путем реализации ее сильных сторон. Так же, важно отметить, что значимым направлением психокоррекции является работа с окружением инвалида. Она включает изменение межличностных взаимоотношений и климата внутри коллектива[4].

Информационно – образовательная работа.

Информационно образовательная работа включает в себя работу как с инвалидом, так и с его окружением. Информационно – образовательная работа является синонимом понятия «консультация»[5].

Практически для всех категорий людей, имеющих инвалидность, значимым является информационный барьер. Процесс получения информации затруднителен для многих людей, ввиду их ограничений. Часто, человеку с ограниченными возможностями трудно представить свое мнение и взгляды. Возникает искаженное представление о потребностях инвалидов, складываются различные стереотипы об их жизни, неправильные представления о личности инвалида. На основе искаженного восприятия, возникают фобии, что затрудняет взаимодействие инвалида с обществом [7].Все это приводит к эмоциональному барьеру, неэффективности психосоциальной работы и проблемам в его интеграции в общество. Информационно – образовательная работа направлена на решение этих проблем. Она способствует развитию личности инвалида, его коммуникативных качеств, путем реализации консультативных мероприятий, способствующих определению направлений деятельности, ценностей, жизненных целей и самореализации. Так же информационно – образовательная работа включает в себя, обеспечение необходимой информацией о личности инвалида ,о его потребностях и идеях, его окружения и всего общества в целом [6].

Так же специфика психосоциальной работы зависит от социальных и физиологических особенностей личности. Многие из них связанны с невозможностью людей с ограниченными возможностями, удовлетворить свои потребности. Это приводит к появлению на фоне их физиологических ограничений, социальных барьеров. Выделяют ограничения трудовой деятельности. В настоящее время многие работодатели не готовы принять человека с ограниченными возможностями ,не смотря на их компетентность в данной сфере. Отсюда возникает проблема малообеспеченности инвалидов. Так же для многих людей с ограничениями здоровья важное значение имеет информационный барьер и изоляция от общества. Для людей с ограниченными возможностями затруднен процесс получения информации и интеграции в общество. Социальное окружение часто подвержено стереотипам и неправильным представлениям о жизни инвалидов. Так же люди с ограниченными возможностями сталкиваются с ограничениями внешней среды. Городская среда часто не предназначена для них. Так же существую и психологические барьеры, связанные с физиологическими особенностями инвалида. Они более подвержены стрессам, восприимчивы к внешним раздражителям. Инвалиды чувствительны к окружающему их психологическому климату, эмоциям окружающих, часто неуверенные в себе. Все это делает их более уязвимыми.

Таким образом, специфика психосоциальной работы зависит непосредственно от социальных и физиологических ограничений инвалидов. Эффективность психосоциальной работы зависит от комплекса применения отдельных видов психосоциальной работы: психолого — социальная диагностика, социально — психологическая коррекции, психологическое консультирование ,социальная терапия личности, информационно – образовательная работа с инвалидами и обществом.

Литература:

Басов, Н.Ф. Основы социальной работы : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.Ф.Басов., В.М.Басова., О.Н.Бессонова.- М.: Издательский центр «Академия»,2010.-228с.

Беззубик,К.В.Содержание и методика психосоциальной работы / К.В. Беззубик.-М.:ИНФРА-М,2008.-168с.

Бибикова Н.В. Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями посредством арт-терапии // В сборнике: Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспективы материалы III международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Ильина Н.А.. Ульяновск, 2014. С. 154-156.

Зозуля Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов : учеб. пособие для вузов / Т. В. Зозуля. — М., 2010. -252с.

Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Academia, 2011. — 246c.

Пашкова А.В. Учебно-методические материалы по курсу учебной дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» / А.В.Пашкова .– М.: РГСУ., 2010. — 42 с.

Плохова И.А., Бибикова Н.В. Социальная реадаптация людей-инвалидов с умственной отсталостью посредством арт-терапии: учебно-методическое пособие // Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова. Ульяновск, 2014.- 69 с

Читать еще:  Пересмотр группы инвалидности

Психологические проблемы инвалидов

4 минуты Ирина Смирнова 2590

По данным 2016 года, на территории России зарегистрировано 12,6 млн граждан, которые входят в I, II или III группу инвалидности. Более 500 млн людей по всеми миру имеют физические, умственных и сенсорные ограничения, которые не дают им в полном мере пользоваться своими правами и возможностями, а также существовать в обществе. В социуме нередко наблюдаются социальные барьеры для людей с ограниченными возможностями, что влечет за собой развитие психологических особенностей инвалидов, их иное восприятие действительности и другие реакции на внешние раздражители.

Психические состояния людей с ограниченными возможностями

Инвалиды сталкиваются с различными проблемами социально-психологического характера. Наиболее часто встречаются изоляция и фрустрация, то есть состояния, возникающие из-за несоответствия желаний человека и его возможностей. Изоляция подразумевают под собой одиночество, то есть отсутствие близких взаимоотношений с другими членами социума. Длительная изоляция может привести к депрессии и суицидальным мыслям.

Фрустрация может проявляться как незначительное недовольство своей жизнью, так и тяжёлыми психическими расстройствами. Основными проявлениями фрустрации считаются:

  • агрессия, направленная на окружающий мир и/или на самого себя;
  • апатия – отсутствия желания делать что-либо, общаться (человека ничего не интересует);
  • негативизм – отказ человека выполнять то, что от него требуется;
  • своеобразная «зацикленность» инвалида на своем состоянии;
  • возникновение зависимостей (алкогольной, наркотической).

Наряду с изоляцией и фрустрацией выступает «комплекс неполноценности». «Комплекс неполноценности» характеризуется тем, что человек уверен в превосходстве окружающих людей над ним, убеждает себя в собственной ущербности. Вышеперечисленные психологические проблемы инвалидов негативно влияют на их отношение с обществом, что влечет значительные трудности адаптации, расстройство мировосприятия и образование «порочного круга»: несостоятельность в социуме из-за психологических проблем лишь усугубляет их, что провоцирует ещё большую несостоятельность.

Личностные проблемы детей-инвалидов

Типичной проблемой детей-инвалидов является навешивание своеобразных «ярлыков» (т. е. стигматизация) на них, что влечет за собой выделение их из социума из-за наличия дефекта, отличного от культурного стандарта тела или ума. Такие дети сталкиваются со страхом здоровых детей, который часто возникает от неправильного воспитания. Поэтому наблюдается вытеснение детей-инвалидов, или маргинализация, из общества.

Как результат стигматизации и маргинализации у детей с ограниченными возможностями формируется «чувство неполноценности», что влечёт за собой комплекс личностных и невротических расстройств. Усугубляет дезадаптацию ребенка-инвалида гиперопека со стороны родителей, которые ведут к формированию у таких детей «выученной беспомощности» и чувство низкой «самоэффективности».

«Выученная беспомощность» характеризуется тем, что ребенок, сталкиваясь с регулярным контролем со стороны родителей, перестает предпринимать попытки самостоятельно влиять на ситуацию, даже если посторонняя помощь не требуется и он может справиться сам. Дети-инвалиды с чувством низкой самоэффективности зачастую преувеличивают трудности, с которыми они сталкиваются, автоматически показывают, что не в состоянии с ними справиться.

Проблемы среди людей зрелого возраста

Наиболее тяжело инвалидность переживают люди молодого возраста, которые внезапно обрели дефект, отличающих их от остальных. Они сталкиваются с трудностями восприятия себя в новой «роли» в семье, с негативными реакциями общества, которых ранее они не испытывали. Таким людям необходимо проходить длительный процесс адаптации к новой жизни.

Характеристика адаптации к приобретённой инвалидности включает в себя следующие этапы:

  • Шок, который проявляется эмоциональным и физическим ступором. Может продолжаться несколько дней.
  • Отрицание имеющейся проблемы. Данный этап может длиться от пары недель до нескольких месяцев, что значительно тормозит процесс реабилитации больного.
  • Депрессия, плавно переходящая в агрессию, направленную чаще всего на близких для больного людей. Встречается аутоагрессия. В состоянии депрессии больной замкнут, не желает поддерживать общение, раздражителен.
  • Восприятие. Человек начинает адекватно оценивать свое состояние, пытается решить вопросы, связанные с образованием, семьей, работой.

Это лишь сокращённый вариант эмоций, испытываемых человеком, который получил инвалидность. Каждый воспринимает и оценивает приобретённый дефект по-разному, длительность любого из этапов строго индивидуальна. Психология инвалидности подразумевает понимание того, что происходит внутри человека с ограниченными возможностями, чтобы помочь ему достичь лучшей адаптации, принять свое состояние и добиться улучшения качества жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector